Постановление Правительства Брянской области о введении режима повышенной готовности попробовали оспорить

Постановление Правительства Брянской области о введении режима повышенной готовности попробовали оспорить

Брянский областной суд отказал в удовлетворении административного иска о незаконности нормы постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 г. № 106-п “О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области”, сославшись на законы о санэпидблагополучии, свободе передвижения и защите от ЧС, а также указав на приоритет права на здоровье над иными правами граждан в период угрозы эпидемии COVID-19 (решение Брянского областного суда от 10 апреля 2020 г. по делу № 3а-722/2020).

Спорная норма запрещает гражданам покидать места проживания (пребывания), кроме некоторых исключений – на работу (не всем), экстренно к врачу, а также в ближайший магазин, вынести мусор и выгулять собаку вблизи жилища.

По мнению заявителей, областное Правительство (и Губернатор в качестве его главы) превысили свои полномочия, когда издавали этот запрет:

спорный запрет нарушает конституционное право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства,

а между тем на территории области “отсутствует режим карантина” и не введено чрезвычайное или военное положение.

Однако областной суд обратил внимание на следующее:

во-первых, спорная норма принята в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), которая включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих,

между тем, человек, его права и свободы, в том числе право на здоровье, – это высшая конституционная ценность, защищать которую обязано государство;

а значит, государство обязано принимать все разумные меры по борьбе с обстоятельствами, которые могут создать прямую угрозу жизни и здоровью граждан, тем более что в соответствии с п.”б” ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина (в том числе прав на жизнь и здоровье) находятся в совместном ведении Федерации и её субъектов;

право на жизнь и здоровье – в условиях угрозы эпидемии COVID-2019 – требуют приоритетной защиты перед всеми иными конституционными правами;

согласно п. 2 Указа Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 239, Губернатор был обязан разработать и реализовать комплекс ограничительных и иных мероприятий, в том числе и в первую очередь, установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств. А согласно ст. 6 Закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, к “санитарным” полномочиям субъектов РФ относится, в том числе, введение в регионе ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей;

ограничительные мероприятия (карантин) – это меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие ограничение передвижения населения,

к моменту издания спорного запрета, Главный государственный санитарный врач РФ обязал Губернатора – с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития – обеспечить введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции;

а это означает, что именно карантин и был введен на территории области;

довод административных истцов, что постановления Главного государственного санитарного врача РФ, связанные с режимом самоизоляции, распространяются лишь на лиц с подозрением на COVID-19 и прибывших с зараженных территорий, противоречит содержанию п. 1.3 постановления ГГСН РФ от 30 марта 2020 г. № 9;

таким образом, спорный запрет соответствует требованиям Закона о санэпидблагополучии населения;

во-вторых, право гражданина РФ на свободу передвижения не является абсолютным, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо, в том числе, в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц;

при этом именно ст. 8 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I “О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства” предусмотрена возможность ограничения указанных прав не только на территории, где введено чрезвычайное положение, но и на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

а такой режим – режим повышенной готовности (ПГ), предусматривающий особые условия проведения массовых мероприятий, передвижения граждан, деятельности организаций, – и был установлен губернатором в связи с угрозой распространения на территории области коронавирусной инфекции (2019-nCoV);

следовательно, спорный запрет соответствует также требованиям законодательства о свободе передвижения;

в-третьих, согласно подп. “б” п. 6 ст. 4.1 Закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, при угрозе возникновения ЧС органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС функционируют в режиме повышенной готовности. А право на введение этого режима, – согласно областному закону, – предоставлено именно Правительству области,

а значит, принимая во внимание необходимость обеспечения прав граждан на защиту жизни и здоровья в связи с угрозой распространения COVID-19, региональное Правительство правомерно ввело режим ПГ на территории области;

а спорный запрет согласуется с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина, оправдан необходимостью создания условий для предупреждения возникновения распространения COVID-19, направлен на защиту конституционно значимых ценностей – жизнь и здоровье человека. Запрет носит временный характер, вызванный особыми условиями, обусловленными опасностью распространения COVID-2019;

более того, неисполнение Правительством области требований законодательства об обеспечении защиты граждан от угрозы распространения коронавирусной инфекции способно привести к умалению и недопустимому ограничению гарантированного Конституцией РФ права на жизнь, что является прямым нарушением ее требований, установленных ч. 3 ст. 56;

поэтому утверждения истцов о нарушении их конституционных прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства являются безосновательными.

Суд дополнительно сослался и на то, что – позднее даты принятия иска, но до рассмотрения дела, – в федеральном законодательстве появились новеллы о праве региона не просто ввести указанный режим, но и устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима ПГ, обязательные для исполнения всеми гражданами.

Источник: ГАРАНТ.РУ.

Фото: clck

Комментарий к Постановление Правительства Брянской области о введении режима повышенной готовности попробовали оспорить:

  1. Этого и следовало ожидать! Разве возможно в наше время такое, чтобы суд субъекта федерации вынес решение против правительства субъекта федерации? Это же одна ,,сплочённая,, команда! А подогнать ,,обоснование,, под перестраховочное постановление сможет любой, даже и не юрист-правовед.

Оставить комментарий

Лента новостей

В Брянской области ветер усилится до штормового

В Брянской области в живых не осталось работников прокуратуры, прошедших Великую Отечественную войну

Водитель иномарки влетел в трактор, двое погибли в Брянской области

Медикам Брянской области удалось снизить заболеваемость туберкулезом

В Стародубском районе воровка из Новозыбковского района проникла в дом под видом соцработника

Особенности начисления ежемесячного пособия по уходу за детьми до полутора лет в Брянской области

В марте годовая инфляция в Брянской области выросла до 7,4 процента

В Брянском районе для деблокирования пострадавшего в ДТП привлекали спасателей

В Брянске за получение взятки задержана заведующая отделением лечебного учреждения 

Полиция в Новозыбкове проверит подростков и отношение к ним

Более миллиона рублей взятки получил бывший начальник подразделения РЖД в Брянской области

В Брянской области проверили более шести тысяч владельцев оружия

Двадцать пять тонн отработанных автопокрышек приняли от населения в Брянской области

Дожди в Брянской области

При выполнении воинского долга в ходе СВО погиб Сергей Санников из Новозыбковского округа

В мае пенсии и детские пособия выплатят по обычному графику, досрочное погашение в апреле не предусмотрено

Больничные фармацевты попали в “слепую зону” законодательства

В Брянске трое молодых людей из соседнего региона за деньги подожгли квартиру

В Брянской области орудовала группа курьеров

При пожаре в Новозыбкове люди не пострадали

Жительнице Новозыбкова сломали нос

В Брянской области умер заболевший коронавирусной инфекцией

В Брянской области дожди