24 мая ежегодно во всех славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры. Это праздник христианского просвещения, праздник родного слова, родной книги, родной литературы, родной культуры.
Истоки праздника неразрывно связаны с чествованием Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян, создателей славянской азбуки. По своему содержанию День славянской письменности и культуры давно является единственным в России государственно — церковным праздником, который государственные и общественные организации проводят совместно с Русской Православной церковью. В период празднования во всех храмах России проходят Божественные литургии, крестные ходы, детские паломнические миссии по монастырям, научно – практические конференции, выставки и концерты.
Но духовное богатство нашей культуры было бы далеко неполным, если бы не существовало такого уникального, присущего только для русских людей, явления, как старообрядчество, считают в Новозыбковском краеведческом музее. Старообрядчество – исповедание Православия в том виде, в каком оно существовало до завоевания турками-османами Константинополя в 1453 году – города, откуда на Русь 1000 лет назад пришло христианство.
Современная история заселения Новозыбковского края тесно связана с движением старообрядцев или староверов, как они сами себя называют.
В 1660 – 1680 годах на территорию Стародубского полка Малороссии начали проникать и селиться старообрядцы, бежавшие из Великороссии от преследований царской власти и церковных властей. В сентябре 1701 г. стародубский полковник Михаил Андреевич Миклашевский выдал осадный лист на заселение урочища Зыбкого – так была основана слобода Зыбкая.
В музее рассказали, что вся история старообрядчества связана с сохранением традиции, которую они отстаивали беззаветно, часто не жалея жизни. Старообрядцы поддерживали традиционную русскую культуру и охраняли древние письменные источники. Основой сохранения древнего православного благочестия была и остаётся древняя книга, книжное знание. Известно, что старообрядцы, переселяясь на новые земли, везли с собой кроме необходимого домашнего скарба и многопудовые книги, потому что они знали, что книга – обязательный, непререкаемый и чаще всего единственный авторитет в любом вопросе традиционной веры и жизни.
Круг чтения староверов в основном определяли: псалтыри, евангелия, жития, повести, изборники. Литература старообрядцев – грандиозный текст, вчитывание в который и есть движение по ступеням духовного совершенствования. Поэтому ясно, почему ревнители древлего благочестия не приняли исправления книг. Это означало для них расхождение между Словом и его истинной сущностью.
В конце XVII – XVIII в. в. печатная продукция стала вытеснять рукописную книгу, но в церковной и в особенности старообрядческой традиции искусство рукописной книги сохранилось до наших дней, сообщает bryansknovosti.ru.
Фото: Новозыбковский краеведческий музей.