«Увлечение, которое стало центром моей жизни»: Алексей Белас из Новозыбкова представил уникальную коллекцию архаичных рушников и костюмов в Москве

«Увлечение, которое стало центром моей жизни»: Алексей Белас из Новозыбкова представил уникальную коллекцию архаичных рушников и костюмов в Москве

Собиратель традиций юго-западных районов Брянской области ждет, что и на родине поддержат его идеи по развитию культурных традиций.

Рушники, народные костюмы, расшитые мужские рубахи – старинные вещи, которые были собраны за последние два года в экспедициях по Новозыбковскому, Клинцовскому, Красногорскому, Климовскому и другим районам Брянской, были представлены на выставке в Москве. Два дня встреч-семинаров в доме ремёсел «Славич» на Пречистинской улице провел этнограф, ткач и собиратель народного текстиля из Новозыбкова Алексей Белас.

 

 

 

 

 

Благодаря этой труднейшей работе, участники смогли изучить исконное творчество умельцев Брянского края – мир рушников, деревенских праздников, обрядов и диалектов. Все это по крупицам было собрано в уголках Брянщины.

 

 

«Это вещи, которые еще никто не видел «в живую», ранее они нигде не демонстрировались», — рассказал Алексей. Он отметил, что были на выставке и уникальные мужские рубахи с вышивкой.

 

 

«Таких вещей и селах сейчас не найти – уцелели единицы. Ведь в основном мужикам шили рубашки для работы простые, а те, что с вышивкой – для сельских праздников. Потому и многие фольклорные коллективы сейчас не знают, как должна рубаха выглядеть. Многие одевают «советский» вариант из костюмерной местного ДК. Такие вещи никакого отношения к традиционной одежде нашего региона не имеют – наш отличается архаикой. А вот у девушек, конечно, и нарядов больше, и элементов костюмов – рубахи, поневы, платки», — делится Алексей.

Каждый из нарядов и рушников – теперь объект истории. Все собранные за последние годы вещи уже имеют паспорт. «Мы проводим паспортизацию каждого предмета, ему присваивается номер, записываем владельцев. В коллекции, в основном вещи, которые были изготовлены в конце 19 века и до периода 70-80 годов 20 века. Да, еще 40 лет назад в брянских селениях ткали и вышивали, и даже сейчас в некоторых деревнях ходят в льняных рубашках, а мастерицы копируют старинные вещи, правда, сейчас рубахи никто уже не вышивает», — рассказывает Алексей о своих наблюдениях.

 

 

 

 

«Сам портной, но я не шью, тку на ткацком станке рушники. Это мое увлечение, которое стало центром моей жизни. На службу в церковь одеваю рубахи, у меня подруга сделала несколько копий. В них и хожу», — отвечает Алексей на вопрос, действительно ли он сам носит русскую рубаху в обычной жизни, или фото на его странице ВКонтакте постановочное. «Ну как вы думаете, выйду в шесть часов утра на улицу, чтобы сделать фото в рубахе? – смеется Алексей. — Конечно нет, в церковь иду».

А еще отмечает тенденцию – горожане все чаще начинают интересоваться корнями, спрашивают, как бы такую рубаху себе сшить. Но Алексей заказы не принимает, а вот проконсультировать готов каждого.

 

«Для меня это вещи, которые близки. Человек, когда одевает традиционную одежду, соединятся с предками, происходит связь с прошлым. Традиция жива, пока мы передаем из поколения в поколение, как песня – когда поется, она живет, и вещи должны жить, это очень важно», — считает новозыбковский собиратель.

 

 

Алексей мечтает, чтобы каждый горожанин также мог прикоснуться к прошлому. Однако в нынешних экономических реалиях планы по созданию некого музейного пространства выглядят не реальными. Идеи собирателя традиций до сих пор не нашли поддержки у местной власти. Алексей Белас обращался в мэрию с просьбой о выделении помещения для культурного центра, где можно было бы проводить выставки, семинары, мастер-классы, но получил отказ. Решение власти объяснили отсутствием свободных помещений нежилого фонда.

 

За все время Алексей провел в Новозыбкове лишь одну выставку — в 2013 году в выставочном зале музея. С тех пор новозыбковцы, желающие увидеть уникальные находки этнографа, могут отправиться на семинар, например, в Москву, или другие города, где Алексей Белас представляет свои коллекции. На родине он пока не находит поддержки.

 

 

«При желании здесь можно создать Мекку фольклористов, уникальный кластер, — считает Алексей. — Пример – музей в белорусском городе Ветка, где смогли развить систему, проводят экспедиции и на традициях развивают туризм. Через всю Брянскую область, желающие прикоснуться к истории, едут в Ветку, хотя аналогичные вещи есть и у нас».

Фото: Алексей Белас

Оставить комментарий

Лента новостей

С ремонтом справились, но вчерашнее отключение Новозыбкова от водоснабжения не последнее

В селе под Новозыбковом Брянской области сгорел дом

В полицию Новозыбкова сообщили о неадекватах за рулем и у кафе

В Брянской области пойдёт мокрый снег, возможна гололедица

Жительница Новозыбкова обратила внимание на неосвещенный переход

В магазине Новозыбкова украли коробку чая

Полдня без электричества провели жители Новозыбкова Брянской области

Двое отдыхающих в Новозыбкове избили мужчину ради издёвки

11 украинских дронов сбиты над Брянской областью

В ДТП на трассе вблизи поселка Свень погиб водитель

63 украинских дрона сбиты ночью над территорией Брянской области

Над Брянской областью сбиты украинские дроны

В Новозыбкове вырыли еще одну яму, теперь в самом центре

На территории Брянской области объявлена беспилотная опасность

Минобороны Росси опровергло появившиеся в сети Интернет вбросы о якобы взломе Реестра воинского учета

В селе под Новозыбковом Брянской области сгорела баня

В ЗАГС Новозыбкова пригласили малышей 

13 украинских дронов сбиты над Брянской областью

Средства участников долевого строительства будут размещаться только в надежных банках

Шар из Новозыбкова с «Елки желаний» снял губернатор

Бюджет Брянской области на 2026 год принят

Подросткам стали вручать сим-карту вместе с первым паспортом

В Севском районе Брянской области водитель выехал на встречку и столкнулся с фурой