В октябре традиционный рост заболеваемости острыми респираторными заболеваниями сопровождался рекордным уровнем зараженных COVID-19. Как и в прошлые пики заражений COVID-19, для предотвращения его дальнейшего распространения, власти вводят ограничения, в том числе – в ряде регионов вновь приостанавливается оказание плановой медицинской помощи.
Между тем, вне зависимости от эпидемиологической ситуации наиболее важно сохранять доступность экстренной и неотложной помощи, а также плановой помощи пациентам с онкологическими заболеваниями, болезнями сердечно-сосудистой или эндокринной системы, пациентам, находящимся на заместительной почечной терапии.
Согласно Программе государственных гарантий, консультации врачей-специалистов должны проводиться не позже, чем через 14 рабочих дней со дня обращения в поликлинику, но в случае, если у пациента диагностировано онкологическое заболевание, то сроки сокращаются до 3 рабочих дней. Инструментальные и лабораторные исследования должны проводиться в течение 14 рабочих дней со дня их назначения, а в случае, если помощь оказывается онкологическому больному, то для указанных мероприятий — срок в два раза меньше.
«Если Вы испытываете сложности с получением медицинской помощи как в поликлинике, так и в стационаре, то Вы можете обратиться к страховому представителю страховой организации, указанной на Вашем полисе ОМС. Страховой представитель разъяснит порядок получения медицинской помощи с учетом эпидобстановки в регионе, а при необходимости – самостоятельно запишет Вас к нужному специалисту. Защита прав пациентов является самым важным функционалом страховых представителей», – говорит Сергей Шкитин.
Напомним, что согласно опросу, проведенному по заказу Всероссийского союза пациентов, страховые медицинские организации наиболее эффективно справляются с жалобами и обращениями, число которых постоянно растет. Проблема получения своевременной медпомощи, особенно у узких специалистов с учетом эпидемиологической ситуации приобрела системный характер. По данным исследования, три четверти опрошенных пациентов (77,9%) с 2018 по 2021 год сталкивались с нарушением сроков приема у врача-специалиста. При этом почти половина опрошенных (45,1%) не могла получить направление к врачу-специалисту в другую медицинскую организацию. Сроки проведения инструментальных и лабораторных исследований были нарушены в отношении 59,4% пациентов.
Помимо проблем с получением медицинских услуг у врачей-специалистов граждане также сталкивались с проблемами записи на прием к терапевту, педиатру, врачу общего профиля. По результатам исследования – 37,6% граждан заявили, что часто не могли записаться к врачам на прием.
«В случае любой спорной ситуации с врачом или поликлиникой – необходимо обращаться в страховые медицинские организации, которые по закону, на бесплатной основе помогают пациентам, – говорит Сергей Шкитин. – Запишите номер телефона своей страховой в адресную книгу телефона, и пусть он всегда будет у вас под рукой. Страховые представители свяжутся с медучреждением и помогут разрешить конфликтную ситуацию. Из общего числа обращений к страховщикам – 98% оперативно решаются в интересах пациентов».
С 2016 года в системе ОМС интересы граждан защищают страховые представители. На сегодня их общее число составляет более 14 тыс. человек. Граждане могут обратиться за консультацией или помощью в свои страховые медицинские организации через «горячие линии», письменно в офисе страховых компаний или по электронной почте, а также по телефонам прямой связи со страховыми компаниями, размещенным в холлах поликлиник или возле регистратур (таких «точек контакта» в России насчитывается порядка 2500).