Треть российских работников считают, что с руководством не нужно спорить, так как опасаются, что конфликтная ситуация может привести к потере работы. К такому выводу пришли эксперты проекта «HR Lab. – Лаборатория HR Инноваций», проведя исследование для Аналитического центра «АльфаСтрахование».
Специалисты «АльфаСтрахование» провели анонимный опрос сотрудников 100 российских компаний с оборотом от 100 млн рублей в год и выяснили, что 33 процента работников не готовы вступать в полемику и защищать свои права во взаимоотношениях с работодателем. Ранее «АльфаСтрахование» установила, что 26 процентов готовы отстаивать свои позиции даже через суд, остальные 41 процент затруднились ответить, сказав, что все будет зависеть от конкретной ситуации.
Из тех, кто не готов конфликтовать, большая часть (56 процентов) — люди, которые должны выплачивать кредиты, 23 процента — молодые родители, которые не могут позволить себе остаться без средств к существованию. Еще девять процентов — это люди предпенсионного возраста, уверенные, что их больше никуда не возьмут, семь процентов — молодые специалисты, которые только поступили на работу, еще пять процентов уверены, что на другом месте будет все «точно так же».
Анкетный опрос 2600 работников низшего и среднего звена 80 компаний из 15 отраслей российской экономики, проведенный в девяти регионах России под руководством экс-декана факультета менеджмента ГУ-ВШЭ Азера Эфендиева, показал, что верность, послушание и личная симпатия к начальству, а не профессионализм или трудовые достижения определяют место сотрудника в организации и возможности карьерного роста — так считает половина опрошенных работников. Поэтому двое из пяти сотрудников российских компаний терпят и безмолвствуют, если начальство нарушает или игнорирует их права.
«Некоторые люди опасаются вступать в полемику с работодателем, чтобы не остаться без работы, но надо понимать, что просто так — без повода, по сокращению штатов, — никого уволить нельзя. Чтобы обезопасить себя, можно вступить в профсоюз и уведомить об этом работодателя, соблюдать дисциплину компании, а также попросить внести все отметки о поощрениях и премиях в трудовую книжку. Часто для улаживания споров достаточно правильно изложенной претензии в письменном виде, главное – придерживаться закона», — говорит Егор Сафрыгин, директор департамента маркетинга «Медицина» Группы «АльфаСтрахование».