Интервью с начальником отдела образования администрации города Новозыбкова Ириной Жуковой, из которого вы узнаете: до которого часа можно оставить ребенка в детском саду, кто решает, какие факультативы вводить в каждой конкретной школе и как учебные заведения готовятся к новому учебному году.
— Ирина Петровна, простому обывателю всегда кажется, что лето для учителей — время отдыха. Но, вероятно, для руководителя отдела образования сейчас самая горячая пора. Обозначьте, пожалуйста, свои основные задачи на сегодняшний день.
— Основные задачи на сегодняшний день — выполнение мероприятий по пожарной и антитеррористической безопасности, по обеспечению санитарного состояния и содержанию помещений учреждений образования. Все это должно соответствовать установленным требованиям. Второй задачей можно назвать выполнение мероприятий по подготовке учреждений к отопительному сезону. Конечно, мы не исключаем и контроль за организацией досуга и летней занятостью обучающихся.
— Сколько в этом году выделено денег для подготовки образовательных учреждений к новому учебному году, какие работы проводятся?
— Из местного бюджета в этом году запланировано средств более 2 млн, часть из которых уже освоены. Выполнены работы по укладке теплых полов, ремонту системы отопления в младших группах детских садов №13, 9, 21, устройство элеваторного узла в ДЮСШ №2. Проведена обработка металлических конструкций ФОКа ДЮСШ №1 противопожарным составом. Ведется промывка систем отопления во всех учреждениях. Также в дошкольных образовательных учреждениях в большей мере заменена система холодного водоснабжения, проведена замена канализационных труб. Устанавливаем новые оконные блоки: шесть установлены в ДЮСШ №2 и детском саду №21. В структурном подразделении школы №4 проведена укладка полов плиткой. Ну и другие работы, которые проводятся и будут завершены до 10 августа.
— Чтобы еще хотелось отремонтировать в детских садах и школах, если бы позволяло финансирование?
— Если бы позволило финансирование, сделать хотелось бы, конечно, многое, но пока проводим частичные ремонты и замены необходимого оборудования.
— Вопросы функционирования отопления, водоснабжения и водоотведения во всех школах решены или требуется что-то обновлять?
— Система отопления, водоснабжения и водоотведения во всех учреждениях функционирует. За последние годы за счет средств местного бюджета заменена система отопления в школах №№1, 3, 4, гимназии, в детских садах: 7, 8, 17, структурном подразделении Дома детского творчества по улице Красной.
— В детском саду №20 с отоплением раньше были проблемы.
— В течение всего учебного года мы частично меняли систему отопления, оконные блоки, элеваторный узел, поэтому надеемся, что этот зимний период пройдет без происшествий и будет тепло.
— Удается ли в школах и детских садах удерживать нормативы наполняемости классов и групп, и вообще сколько квадратных метров класса или детсадовской группы должно приходиться на одного ребенка?
— И в детских садах и в школах нормативы выдерживаются. В школах они колеблются от 24,8 до 26,3. То бишь наши площади позволяют и в садах и в школах открывать группы с таким количеством детей.
— В новом учебном году увеличится или уменьшится количество детей в школах и детских садах в сравнении с прошлым годом?
— Предполагаем, что в этом году детей будет чуть больше по сравнению с прошлым годом. Если на 1 сентября прошлого года в школах было 4 тысячи 122 ребенка, то на начало этого учебного года ожидается более 4 тысяч 200 детей.
— Всех разместите?
— Да, конечно, площади наши позволяют, места свободные есть в школах.
— А по детским садам?
— В детских садах у нас новый набор предполагается с сентября. То бишь это те дети, которые придут в младшие группы в количестве 437 человек.
— С какого возраста удается устраивать в детский сад малышей в Новозыбкове?
— Программу по устройству в дошкольные учреждения детей с 3-х до 7 лет мы выполняем стопроцентно. И на сегодняшний день имеется возможность в отдельных детских садах принять детей более раннего возраста. Что мы и делаем.
— В этом году в школе №1 под учебные кабинеты оборудуют три класса. Позволит ли это решить вопрос перевод на первую смену хотя бы начальной школы?
— В рамках государственной программы «Создание новых мест в общеобразовательных организациях Брянской области в целях ликвидации двухсменности», а у нас такая школа одна — это школа №1 — 1 сентября 2016 года за счет эффективного использования имеющихся помещений школы все обучающихся начальных классов будут заниматься в первую смену. К 2019 году планируется завершить перевод на односменный режим работы всех обучающихся.
— Каким образом это будет сделано? Будет уменьшено количество обучающихся в этой школе?
— Я повторяюсь, прежде всего за счет использование имеющихся помещений школы, за счет кадрового потенциала, но мы также планируем открыть классы на базе детского сада №8, где находится сейчас библиотека.
— Один из кабинетов, который сейчас переоборудуют в школе №1 — кабинет группы продленного дня. Не значит ли это, что продленки в этом учебном заведении больше не будет?
— Нет, группа продленного дня в школе №1 будет размещаться в одном из кабинетов начального класса, то бишь данные занятия не требуют специально отведенного какого-то кабинета, мы можем задействовать любой. И во всех остальных школах тоже с 1 сентября группа продленного дня будет функционировать.
— А что касается детских садов. Я знаю, раньше были группы продленного дня и в детских садах.
— Режим работы дошкольных организаций с 7.15-7.30, до 17.45-18.00. Заявлений от родителей о том, чтобы перевести детский сад на полный цикл функционирования у нас не было. То есть пока такой необходимости в городе нет.
— То есть ребенка можно из садика забирать в 17.45-18.00?
— Это режим работы. В некоторых детских садах до 17.45, в других — до 18.00.
— А как узнать режим работы своего детского сада?
— Режим работы можно узнать на сайте организаций или же на информационном стенде, который находится на входе в любой детский сад.
— В детских садах используются ли какие-нибудь инновационные развивающие программы?
— Все дошкольные организации работают по программе Вераксы «От рождения до школы», которая является инновационной и соответствует федеральным государственным образовательным стандартам.
— Действуют ли в городе группы для детей с особенностями в развитии: логопедические, коррекционные, и достаточно ли их количество для потребностей города?
— У нас действуют две логопедические группы на базе детсадов №№17, 19. И две коррекционные группы: на базе детсадов №2, 13. Все заявления удовлетворены.
— В новозыбковских школах в старшем звене будут ли функционировать профильные классы в будущем году и классы развивающего обучения в начальной школе?
— Во всех школах будет организована предпрофильная и профильная подготовка. В школах №1, 9, гимназии: химико-биологический, социальный профиль. В школе №6 — универсальный класс, но здесь учащимся предложат дополнительный спецкурс по физике. Во всех школах ежегодно организуются бесплатные факультативные занятия и элективные курсы. Данный перечень определяется по результатам опроса, анкетирования, мониторинга среди обучающихся, родителей, с учетом дальнейшего профессионального определения детей.
— Достаточно популярен в нашем городе химико-биологический профиль. Как думаете, почему?
— Считаю, что у нас очень сильная база среди учителей — предметников химии и биологии. Ну и пользуется популярностью среди наших выпускников поступление в медицинские вузы, поэтому более 70 процентов детей, которые обучаются в профильных классах, поступают на медицинские факультеты.
— Как вы считаете, возможно ли поступить в вуз без услуг репетиторов?
— Считаю, что возможно поступить. Требования сейчас к сдаче единого государственного экзамена достаточно высокие. Подготовка в учреждениях образования организована как в рамках учебной деятельности, так и в рамках внеурочной деятельности по средствам факультативов, элективных курсов. Если ребенок добросовестно посещает все учебные занятия, все предложенные ему факультативы, элективные курсы, то ему будет достаточно этой базы для поступления в высшее учебное заведение.
— Кто инициирует, какие конкретно факультативы будут работать конкретно в этой школе в этом учебном году?
— В этом учебном году будут организованы факультативы и элективные курсы посредством опроса родителей, обучающихся для дальнейшего профессионального определения. Это факультативы и по химии, физике, по математике, по русскому языку, индивидуальные занятия, факультативы, работа с одаренными детьми. В принципе, они охватывают практически всю предметную область.
— Скажите, как наши выпускники в целом сдали ЕГЭ?
— Подводя итоги учебного года, прежде всего хочется отметить, что качество образования по итогам 2015-2016 учебного года составило 51,5 %, что на 2% выше прошлогоднего показателя. Успеваемость составила 99,9%, что остается на уровне прошлого года. На ЕГЭ в этом году заявления поступили от 255 человек. Из них 147 — выпускники школ этого года, 66 — выпускники лицейских классов НППК, 13 — выпускники прошлых лет, 3 — иностранных граждан, 26 — обучающиеся СПО. Пунктом проведения ЕГЭ в городе была школа №9. Все экзамены прошли в штатном режиме, без замечаний и нарушений. К сожалению, один обучающийся не смог преодолеть минимальный порог по математике, но у него есть возможность продолжить обучение в среднем профессиональном учреждении.
— Проводили ли Вы опрос, в какие вузы планируют поступать наш ребята, за исключением медицинских, о которых мы уже говорили.
— Ребята желают поступать на территории Брянской области, как в новозыбковский филиал БГУ, так и в городе Брянске, в БГТУ. Есть и те, кто будут пробовать поступить в столичные вузы, в МГУ. Достаточное количество выпускников планируют поступать в технические вузы, что уже радует с учетом востребованности сегодня этих профессий.
— Спасибо за интервью.
Фото и видео: ИА «Брянск новости».