Жить бок о бок с храпящим человеком — настоящая пытка для домочадцев. Терпение рано или поздно кончается, а на смену приходят всевозможные «примочки» и пилюли, обещающие избавить от храпа раз и навсегда, а жертвы храпа становятся заложниками успокоительных.
Примеров таких множество. И вот один из них: муж 50-летней Людмилы, жительницы Володарского района Брянска, на первый взгляд, идеальный: не пьет и не курит, зарплату приносит и дома всегда вовремя. Одна беда: храпит, словно реактивный двигатель. А квартира — однокомнатная. И зимой на балкон не уйдешь почивать. Пробовала Людмила стелить себе на кухне, но и туда, через плотно закрытую дверь, доносились протяжные мужнины рулады. Беруши тоже не спасали. Однажды ночью отчаявшаяся женщина сгрузила в ванную кучи одежды, бросила сверху подушку, закрыла дверь, да укрылась с головой одеялом и, измучившись, вконец, отключилась…
С бесконечной вынужденной бессонницей стали закрадываться мысли о разводе. (Кстати, в областном статуправлении корреспонденту «БН» сообщили, что храп всегда был одной из причин распада семьи). Но Людмила всеми силами хотела сохранить ячейку общества: выписывала благоверному то «Капу от храпу», то клипсу «Антихрап», то специальную соску. Первое время, казалось ей, средства имели воздействие. Однако через короткое время все началось сначала. А потом оказалось, что муж попросту не засыпал, жалея потратившуюся жену. В итоге — на работе от недосыпа чуть не завалился.
Широкорекламируемые сегодня средства в борьбе с храпом — штука бесполезная, убежден главный отоларинголог области и заведующий отоларингологическим отделением Брянской областной больницы №1 Владимир Лужецкий (на фото). В мире нет одного какого-то механизма, чтобы его применить, и все бы как рукой сняло. К заведующему лор-отделением довольно часто обращаются жены храпунов. Самим виновникам обращений храп не мешает и никогда не мешал. Они спокойно спят и своих «соловьиных трелей» не слышат. Супруги и на бок их поворачивают, и подкладывают подушку повыше, но… На приеме у заведующего женщины, чуть не плача, рассказывают доктору, как сильно храпит муж, а если еще и выпьет, то хоть ночуй на лавочке у соседнего подъезда…
Владимир Лужецкий не отказал еще ни одному из домочадцев храпунов, ни им лично. Он всегда рекомендует близким убедить обладателя неприятного недуга пойти на прием к врачу. Храп может быть следствием челюстно-лицевой патологии, патологии остеохондроза шейного отдела позвоночника, закрывающего верхние дыхательные пути во время сна. Также недуг провоцируют сердечнососудистые заболевания, когда имеется недостаточное насыщение крови кислородом. Страдают от храпа и люди с избыточным весом. Лор-врач должен заниматься храпуном в том случае, когда обнаруживаются какие-то препятствия в дыхательных путях, констатирует заведующий. Можно применить методы стационарной медицины — иссечение небного язычка. Хотя в практике Лужецкого случалось, что и после таких манипуляций пациент продолжал храпеть.
Причиной храпа может быть и кривая перегородка в носу и провисшее небо, которые прооперировав, можно привести в нормальное состояние. Иногда простая коррекция верхних дыхательных путей освобождает храпуна и его домочадцев от страданий…
Храп — не «лоровская» болезнь, считает Владимир Лужецкий. Ею занимаются врачи-сомнологи, работающие в крупных городах. У них есть специальные сомнологические лаборатории с портативными либо стационарными установками, которые фиксируют насыщенность крови кислородом, работу сердца, периоды остановки дыхания (храп опасен не звуком, а остановкой дыхания). В дальнейшем сомнологи на основе полученной информации подбирают для пациентов нужное лечение. Поэтому правильно решать проблему храпа нужно у этих специалистов. В Брянске таких нет. Но в Минздраве лоббируется вопрос о том, что в каждой больнице должны быть свои сомнологи. Но пока этих специалистов брянцам приходится искать «за тридевять земель».