Она погибла пять лет назад. Сегодня о ней вспоминают с той же болью, что и тогда.
Сооснователь Всемирного фонда дикой природы в России 49-летняя Лора Уильямс, жена основателя заповедника «Брянский лес» Игоря Шпиленка погибла 28 октября, упав с лошади. Об этом Игорь Петрович сообщил на своей странице в социальной сети: «Слова не подбираются… Лора ушла. Навсегда. Несчастный случай при обучении лошади».
Лора Уильямс родилась в США, в штате Колорадо. Она участвовала в открытии первого российского офиса Всемирного фонда дикой природы (WWF) в 1993 году в Москве.
На Брянщине Лора познакомилась с будущим мужем – фотографом-натуралистом, основателем и первым директором заповедника «Брянский лес» Игорем Шпиленком. Вместе они работали над сохранением природы брянского края и Камчатки. Один из последних проектов Лоры Вильямс – “Человек и лошадь”, программа личностных тренингов. По стечению обстоятельств известная защитница окружающей среды погибла в результате трагического случая при обучении лошади.
Похороны состоялись в деревне Чухраи Суземского района.
Именно благодаря ее усилиям был создан заповедник “Брянский лес”.
В 2019 году учреждена премия молодым экологам имени Лоры Уильямс.
Вот как о ней сегодня вспоминают те, кто знал лично и работал вместе с этой неординарной женщиной в заповеднике «Брянский лес»:
«Через 2 дня [после гибели Лоры — прим. редакции] я написала эту заметку. И вряд ли напишу лучше.
…Я не поехала на похороны. Не хочу видеть мертвым человека, который был воплощением жизни. Лора. Яркая и застенчивая, веселая и задумчивая, добрая и жесткая. Русская американка. Не было еще в истории наших мест такого, чтобы по чужому человеку горевали тысячи людей. На работе, дома, в магазине, по телефону, в интернете — Лора. Видимо, есть такие чужие, которые со временем становятся ближе родных, прорастая в нас своими корнями. Редко кто может с полным правом назвать ее другом. Но она как-то умела вселять уверенность в человека своей заинтересованностью в его судьбе, повышала его значимость в собственных глазах. Она изучала нашу жизнь, лес, язык, нравы аккуратно и бережно, как дорогой хрупкий хрусталь, боясь навредить каким-то неловким словом или движением. И мы были горды! Выпускница Йельского университета предпочла всем прелестям успешной карьеры, жизни и работе в самых экзотических или благополучных уголках мира эти дремучие Чухраи, из которых последние аборигены убежали куда глаза глядят поближе к цивилизации. Значит, не такая уж мы жопа мира, раз американцы едут к нам на постоянное место жительства и искренне любят нас в самых, порой, неприглядных проявлениях.»Ты полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит».Лора никогда не смотрела ни на кого сверху вниз, тем более равнодушно, как на жуков, приколотых булавками к жесткому картону. Ей было интересно все, что ее окружало. Она собирала по крупицам историю здешних мест, записывала честные воспоминания о войне и местные легенды, чтобы весь мир из ее публикаций в журналах и книг узнал о жизни в российской глубинке. «Брянский лес» процентов на 50 своей популярностью и вообще своим существованием обязан ей. Наша газета тоже не раз имела изрядный «хайп» благодаря ее статьям или статьям о ней. Однажды Лору Уильямс наше областное начальство даже хотело признать «журналистом месяца» за материал «Жили-пили», который я без спросу взяла из ее «Живого журнала». Она обижалась, потом простила, потом мы вместе смеялись над этим.
Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус.Тысячу раз прав Булгаков. Меньше всего мы ждем подвоха со стороны того, что больше всего любим. Именно это нас и убивает, как гонщиков — скорость, летчиков — небо, алкоголиков — водка. Больше всего на свете она любила лошадей…
Теперь, когда прошло уже несколько дней, и уже не так мучительно больно и слезы не мешают писать, я решила для себя, что она не умерла, просто уехала далеко. В Америку, в Африку или Австралию — все равно куда. Уехала по работе. У нее же было постоянно столько дел с этим «Табуном счастья», мужем и детьми. Это ничего, что ее нет рядом. Главное, что она все равно ЕСТЬ».
Фото: Заповедник Брянский лес