Плодовые деревья редко живут более 80 лет, а этому деревне Коростель Брасовского района уже более двухсот. Кормилицей грушу зовут потому, что спасала семью голодной зимой 1943-го. И сейчас смотрит с пригорка и надеется, что деревня еще возродится на ее веку.
В этом году Брянская «Груша — кормилица» из деревни Коростель отобрана в числе 69 старовозрастных деревьев, которые будут бороться за звание «Российское дерево года 2023», сообщает Управление лесами региона.
Груша участвует в конкурсе под номером 58. Поддержать Брянского претендента можно до 1 августа по ссылке — https://rosdrevo.ru/russian-tree-of-the-year/ .
В случае победы «Грушы — кормилицы» на территории нашего региона продет конкурс детского рисунка. Лучшие работы будут продемонстрированы на торжественной церемонии, посвященной награждению «Российское дерево года – 2023».
Уникальная груша за свою двухвековую жизнь видала она перемену власти, разруху и возрождение. Легенда гласит, что произрастает она на территории поместья крестьян Хлусовых. Ещё до революции 1917 года Тихон лакомился грушами с этого дерева. Уже тогда она была большой, раскидистой, обильно усыпанной плодами, а посадил её прадед Тихона.
А в 1941 году началась Великая Отечественная война. Ушёл Тихон на фронт, а Евдокия с детьми эвакуировалась от фашистов, заполонивших Брянщину. Осенью 1943 года советские солдаты прогнали оккупантов с брянской земли. Вернулась Евдокия с детьми в Коростель. На месте хаты стояла печная труба. Фашисты спалили хлеб, вытоптали огород, уничтожили скот. Надвигались холода. На месте полуразрушенного подвала Евдокия с детьми построила землянку. Бревна откопали с брошенных фашистами блиндажей. Там же раздобыли ржаные снопы. Со снопов удалось намолотить немного хлеба. Ходили за грибами, сушили крапиву. Удалось в эвакуацию сберечь корову. А еще – груши. Их мочили в бочке, сушили в печи, укладывали в солому и ели зимой мерзлыми. Груша-кормилица помогла пережить нелёгкую зиму в землянке.
Она — живой памятник умирающей деревни. Она смотрит с пригорка, надеется и ждет, что деревня ещё возродится на её веку.
Фото: Управление лесами Брянской области