С 2007 года Брянский клинико-диагностический центр активно сотрудничает с учеными французского государственного центра ядерной безопасности — IRSN. Опираясь на «чернобыльский» опыт, российские медики выстроили эффективную работу по изучению последствий воздействия радиации на организм человека, в результате которой регулярно получают ценные научные сведения.
К примеру, брянские медики под руководством французских коллег обследовали сердечно-сосудистую систему 18 тысяч юных жителей области. Из них 9 тысяч проживают на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и столько же жителей «чистых» районов. Цель проекта: выявление влияния радиоактивного цезия на здоровье.
В настоящее время идет анализ полученных результатов с привлечением видных европейских ученых-медиков. Научно обоснованные выводы на связь сердечно-сосудистой патологии с воздействием малых доз радиации следует ожидать через несколько лет. Меж тем проект уже оказался весьма полезным, причем для его участников: научно-исследовательская миссия помогла вовремся заметить серьезные недуги.
Анализ полученных брянскими медиками результатов исследований осуществляется с привлечением видных европейских ученых-медиков, двусторонний российско-французский договор о сотрудничестве уже продлен до 2018 года.
Визит в Брянск заместителя директора по радиационной безопасности Института IRSN Жана-Рене Журдена и эксперта института Жеральдин Ландон в этот раз был посвящен анализу результатов работы в 2014-2015 годах.
По итогам пребывания в регионе ученый принял участие в пресс-конференции для представителей брянских СМИ, высоко оценив вклад российской стороны в изучение последствий воздействия радиации на организм человека, несмотря на «политические игры» Запада и антироссийские санкции.
— Ж.-Р. Журден, как Вы оцениваете дальнейшие перспективы сотрудничества с брянскими партнерами в условиях антироссийских санкций, которые неизбежно коснулись сферы здравоохранения.
— Мы являемся научным центром. У нас есть во Франции определенный статус – мы национальное учреждение, но при этом не зависим от государства, от приказов политиков и занимаемся чисто научной деятельностью, не связанной с политическими движениями. Исследования, которые мы проводим в настоящее время, очень длительные. Это исследования, которые занимают, как минимум, 10 лет, и проводятся в рамках рассчитанного на 10 лет договора о сотрудничестве. 2 года назад мы его продлили еще на 7 лет, взяв на себя обязательство довести исследование до конца, и мы его выполним!
С самого начала исследований его результаты представляли интерес для здравоохранения, эпидемиологии, людей, занимающихся последствиями ликвидации аварии на Фукусиме. Какими бы не были результаты, они будут полезны в любом случае. И я могу только порадоваться и поблагодарить наших коллег, которые 10 лет назад не остановились, а захотели продолжить работу и исследования. И только благодаря их упорству и настойчивости мы добиваемся научных результатов.
— Некоторые европейские организации поддерживают полную отмену государственных льгот для пострадавшего в результате чернобыльской катастрофы населения и ее ликвидаторов, что можно наблюдать на Украине. Какова, по Вашему мнению, оптимальная система данной поддержки?
— Я хочу подчеркнуть, что тематика, которой мы занимаемся, не имеет никаких государственных границ. Это касается и России, и Украины, и Белоруссии, в ближайшее время коснется и Японии. Проблематика, которой мы занимаемся, рассчитана на десятилетия, а то и на столетия, потому что последствия подобных аварий длятся и 50, и 70 лет, и больше. Мы до сих пор получаем новые научные данные, сведения о последствиях ядерных взрывов в Хиросиме и Нагасаки, произошедшем более 50 лет назад. Поддержка государства обязательна! Доступ к медицинскому обслуживанию не должен быть ограничен или запрещен. Люди должны поддерживаться государством, и это должно быть рассчитано не на 10 лет.
Мы бывали на загрязненных радиацией территориях не меньше 10 раз и можем констатировать, что уровень здравоохранения в Брянской области находится на высоком уровне и ничем не уступает аналогичным регионам других стран мира. Российская система здравоохранения очень эффективна, позволяет отслеживать здоровье каждого человека. Я считаю, что она очень эффективно работает. Абсолютно очевидно, что когда проводится подробное обследование, оно позволяет обнаружить гораздо больше заболеваний, чем при поверхностном и нецелевом.
— Как Вы прокомментируете факты прекращения сотрудничества некоторыми европейскими гуманитарными организациями, давно работающими по «чернобыльской проблематике», с российскими партнерами в период осложнения отношений между РФ и Западом.
— С самого начала своей деятельности у нас не было поддержки, и мы консультировались с аналогичными организациями в других местах, других странах. Мы знаем о работе в Брянской области многих ассоциаций, среди европейских – это, в первую очередь, французские. С самого начала наших исследований они были настроены в целом негативно, считая, что мы используем Брянскую область как лабораторию для исследований. Хотя на самом деле исследование нацелено на достижение положительной цели – улучшения диагностики и соответственно лечения.
Эти организации оказывают гуманитарную помощь населению РФ, Украины и Белоруссии. Это касается помощи детям, которые вывозились во Францию и которым оказывалась медицинская помощь здесь.
Мы никак не можем влиять и не связаны с ними напрямую. Наша цель и задача заключается в том, чтобы подчеркивать пользу исследований, подобных нашему. Мы, в свою очередь, являемся научно-исследовательским центром, никак не зависим от политики и политических течений, несмотря на то, что директор Института назначается Президентом Франции. Мы являемся независимым органом, который ведет независимые исследования. Мы не можем вмешиваться в деятельность ассоциаций, возможна лишь косвенная информационная поддержка, всячески показывая для обеих стран пользу подобных программ сотрудничества, не для Правительств этих стран, а для населения.
Но подобные программы сотрудничества возможны только при условии сотрудничества международного, между двумя странами. Если по политическим причинам это сотрудничество будет замедлено или приостановлено, то в первую очередь пострадает население. Это также отразится на получении научных результатов и «медицинская общественность» в этих странах будет недовольна.
Еще раз подчеркну, что мы не имеем политических целей, но, к сожалению, зависимы от международной обстановки.
После пресс-конференции представители брянского клинико- диагностического центра рассказали об обсуждении с французскими ядерщиками рисков техногенных аварий на Украинских АЭС. Настороженность представителей Института IRSN вызвали возможные последствия для всей Европы произошедшего в недавнем прошлом ЧП на Запорожской АЭС. По мнению медиков, не менее страшное радиационное заражение может произойти в результате ненадлежащей эксплуатации Южно-Украинской АЭС с нарушениями правил ядерной безопасности установок и реакторов, а именно в случае использования американского топлива.