18 декабря исполняется знаменательная дата — 100-летие со дня рождения нашего земляка, талантливого конструктора Ростислава Алексеева.
Десятилетия занимающийся изучением родного края Константин Попов к этой дате подготовил интересную подборку фотографий и фактов из жизни конструктора. Мы предлагаем эту работу вашему вниманию.
Опередивший своё время
Каждый раз, когда я спускаюсь по песчаной лесной дороге, ведущей от Опытной станции (посёлок в Новозыбковском районе — прим. редакции) к реке Ипуть, меня не отпускает мысль о том, что именно здесь, возможно, проходил когда-то со своими моделями будущий великий русский конструктор Ростислав Алексеев. Именно там, внизу, где река делает крутой разворот у кромки леса, расширяя свои берега и замедляя течение, наверно и поплыли первые маленькие корабли нашего именитого земляка.
Сейчас, по прошествии почти целого века, здесь мало что изменилось. Также несет свои светлые тихие воды наша Ипуть, и клонятся с ее берегов плакучие ивы, а летом у этих красивейших мест с близлежащих полей тянет запахом цветущих трав и слышится неумолчный шум леса. Может быть, именно здесь, на фоне вдохновляющих картин родной природы и зародилась у мальчика мечта о красоте своих будущих творений. Не зря ведь у всех изобретателей давно в чести поговорка, что некрасивая машина не поедет, не поплывет, не полетит…
Если обратиться ко всему созданному Ростиславом Алексеевым за его недолгую жизнь, то всегда поражает именно соразмерность и пропорциональность всех его конструкций. Начиная от первых пробных моделей глиссеров и кораблей на подводных крыльях до поразивших воображение современников полуфантастических и не всегда умом воспринимаемых экранопланов. Вглядываясь в их стройные необычные формы, начинаешь понимать, что именно такими и должны были быть эти летящие над волнами корабли. Именно суда на подводных крыльях и экранопланы – творения признанного во всем мире гения конструкторской мысли, стали впоследствии живым памятником человеку, намного опередившему свою эпоху, дважды совершившему революцию в мировом кораблестроении. И то, что сейчас, спустя пятьдесят лет, пришедшие ему на смену инженеры, конструкторы да и просто люди, понимающие законы развития общества, не перестают удивляться величайшей прозорливости их создателя, сделавшего в совершенно неподходящих для этого условиях массу конструктивных открытий, совершив колоссальный прорыв в технологиях, которые и движут на самом деле историей человечества.
Одни считали его чудаком, другие шли за ним в огонь и в воду. Его неуемная энергия, помноженная на талант и работоспособность не раз помогали в казалось бы безвыходных ситуациях. Фортуна то возносила его на гребень прижизненной славы, то с грохотом ударяла о землю. Изменчивая политическая конъюнктура сначала приближала, а затем удаляла от вождей мира сего, что в конце концов и решило его конструкторскую судьбу. Уйдя от нас так до конца не понятым как инженер-мыслитель, он все же останется в памяти живым человеком, со всеми своими достоинствами и недостатками. Даже его смерть (а умер он надорвавшись на испытаниях) чисто по-человечески делает его нам близким и понятным.
Портрет Ростислава Алексеева, одного из двух великих русских, признанных скрупулезными в этом деле американцами (другой из них – Дмитрий Менделеев), вывешен в Конгрессе Соединенных Штатов в назидание и в пример своим и чужим потомкам.
В Новозыбкове, на его родине, Ростиславу Алексееву не так давно возвели мемориальный комплекс. Рельефный портрет с известной фотографии о чем-то зовущего конструктора, обрамленный двумя якорями… А якоря он на самом деле не любил. Якоря приковывают к причалу, а он всегда рвался ввысь. И на его самолето-кораблях не было якорей, они там не нужны. Разве что их насильно требовали поставить тугодумы из министерства на которое он работал. Теперь якоря с ним навсегда. Даже после смерти. Может об этом и хочет он сказать нам со своего пьедестала?
А на том месте, где провожал в путь свои первые кораблики маленький мальчик Ростислав, в день его рождения тихо и пустынно. Занесло снегом берега речки его детства, только излучина, по которой плыли те суденышки, еще не совсем замерзла, и темная спокойная вода перед предстоящими рождественскими морозами, которую вот-вот покроет лед, излучает тепло. Как не скудеющая о нем память.
Константин Попов.
НАША СПРАВКА:
Ростислав Евгеньевич Алексеев родился 18 декабря 1916 года в семье директора Новозыбковской опытной станции. Мать работала учительницей. В 1933 году семья переезжает в город Горький (ныне Нижний Новгород).
В 1935 году поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова (ныне Нижегородский государственный технический университет) на кораблестроительный факультет (ныне Факультет Морской и Авиационной Техники). 1 октября 1941 года защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях» и госкомиссией ему было присвоено звание инженера-кораблестроителя. После защиты молодой инженер был направлен на завод «Красное Сормово».
В 1942 году ему выделяются средства, создается коллектив для работы по созданию боевых катеров на подводных крыльях. Катера Алексеева не успели принять участия в боевых действиях, но созданные им модели убеждали в возможности успешной реализации идеи.
В 1951 году Алексеев и его помощники за разработку и создание судов на подводных крыльях были удостоены Сталинской премии. Коллектив начинает работать над невиданным до тех пор пассажирским судном на подводных крыльях (СПК), получившем символическое имя «Ракета». Летом 1957 года Алексеев привел первый образец в Москву в дни Международного фестиваля молодёжи и студентов. С этого впервые в мире началось скоростное судостроение. Катера «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход» — ежегодно новый проект. В 1961 году десять сотрудников во главе с Алексеевым получают Ленинскую премию за создание нового транспортного средства.
В 1962 году в ЦКБ началась работа по созданию экраноплана КМ для ВМФ, а в 1964 году — над проектом экраноплана Т-1 для воздушно-десантных войск. 22 июня 1966 года экраноплан КМ, самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат на земле, был спущен на воду.
В начале 70-х годов ЦКБ по СПК был дан заказ на постройку десантного катера «Орлёнок». 3 ноября 1979 года первый в мире десантный корабль-экраноплан был принят как боевая единица в состав ВМФ. Завершен был весь этот проект постройкой крупнотоннажного экраноплана-ракетоносца «Лунь».
К тому времени Ростислав Алексеев был тяжело болен и после двух операций скончался 9 февраля 1980 года.
Именем Р.Алексеева названы судно на подводных крыльях и площадь в Нижнем Новгороде.
2 февраля 2007 года его имя было присвоено Нижегородскому государственному техническому университету.
В Нижнем Новгороде и Новозыбкове установлены памятники Ростиславу Алексееву, сообщает bryansknovosti.ru.
Фото: Константин Попов.