Интервью с главным врачом ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Новозыбкове», заслуженным врачом РФ Василевицким В.А (на фото).
— Валерий Алексеевич, 26 апреля 2016 г. для жителей города — “круглая” дата: исполняется 30 лет со дня Чернобыльской катастрофы. В этой связи давайте напомним нашим читателям о событиях того времени и последствиях этих событий на АЭС, за её пределами и в нашем регионе.
— Действительно, вот уже 30 лет мы живём в условиях эпицентра Российского Чернобыля. И всё это время последствия Чернобыльской катастрофы сказывались негативным образом как на качестве жизни горожан и их здоровье, так и на экономическом положении города.
Сегодня, возвращаясь к событиям 30-летней давности, прежде всего следует отметить, что 26 апреля 1986 года в 00 час. 23 мин. на Чернобыльской АЭС произошла беспрецедентная по сложности и масштабам авария.
— Но радиационные аварии происходили в мире и раньше. В чём же особая сложность Чернобыльской?
— Вы правы — к 1986 г. уже насчитывалось 26 значимых дочернобыльских аварий на атомных электростанциях различных стран. Из них специалисты выделяют аварии на АЭС Уиндскейл (Англия) и АЭС «Три-Майл-Айленд» (США). Но Чернобыльская авария по всем своим катастрофическим параметрам: мощности взрыва, объёму выбросов радиоактивности, площади загрязнённых территорий как внутри страны (СССР), так и далеко за её пределами, численности проживавшего там населения, а также эвакуированного из наиболее загрязнённых населённых пунктов, относится к глобальным, как самая масштабная и значительная.
Авария на 4-м энергоблоке станции началась с мощного теплового взрыва в активной зоне c выбросом в атмосферу полного набора радионуклидов, которые к этому времени накопились в реакторе. При этом их доля активности составляла: йода-131 — 20%, цезия-137 — 13%, цезия-134 — 10%, тогда как большинство других — от 2 до 5%, в том числе стронция-90 — 4%.
В результате взрыва образовалось радиоактивное облако, которое, распространяясь по направлению ветра, положило начало процессу радиоактивного загрязнения окружающей среды. Возникший затем пожар графитовой кладки, поддерживаемый большой энергией, выделявшейся при распаде радионуклидов, накопленных за кампанию реактора и оставшихся после взрыва в его шахте или около нее, привел к длительному выходу радиоактивности в атмосферу в форме струи, которая непрерывно меняла свое исходное направление, следуя направлению ветра. Интенсивный выброс наблюдался около 10 суток. Загрязненный воздух уже в первые дни начал распространяться не только на Европейскую территорию СССР и Западную Сибирь, но и на страны Европы.
Суммарная активность аварийных выбросов оценивалась в 5*107 Ки (Кюри), или около 3-4% общей активности продуктов ядерного деления в реакторе. В результате сложилась радиационная обстановка, своеобразие которой было обусловлено продолжительностью (10 суток), дисперсным (газо-аэрозольным) составом, высотой радиоактивного выброса (от сотен метров до более 1,5 км) и сложными метеорологическими условиями.
Всё это предопределило особенности радиационной обстановки и на территории Брянской области, прежде всего — в ее юго-западной части, в том числе в Новозыбкове и Новозыбковском районе. При этом город Новозыбков по уровню радиоактивного загрязнения оказался самым крупным населённым пунктом страны, отнесённым к Зоне отселения.
— В то время как вся система гражданской обороны, другие “компетентные” в нашем бывшем государстве структуры продемонстрировали свою полную беспомощность и несостоятельность, Ваша служба оказалась единственной, которая смогла реально, наиболее эффективно противостоять радиационной стихии, и именно в Новозыбкове. Расскажите, как всё происходило.
— Городская санитарно-эпидемиологическая станция (горСЭС) сразу же по получении сообщения 29.04.86 г. начала дозиметрический контроль. К утру 30.04.86 г. уже была дана оценка радиационной обстановки в городе.
Радиоактивное загрязнение оказалось крайне неравномерным и носило пятнистый характер. Средний уровень гамма-излучения на территории города составлял 5000 микроРентген/час (мкР/ч) при интервале колебаний от 2000 до 15000 мкР/ч, в жилых домах — до 200 мкР/ч. Высокие уровни радиационного фона определялись преимущественно короткоживущим радионуклидом йод-131 (I-131). Немедленно была организована доставка в областную санэпидстанцию (облСЭС) молока для радиометрического контроля, как наиболее потенциально опасного пищевого продукта. Тогда же нами запрещается выносная торговля предприятиями общепита и горторга. С медработниками детских дошкольных учреждений проведено инструктивно-информационное совещание по вопросам радиационной безопасности, введены ограничения пребывания детей вне помещений.
Для всех пищевых объектов были разработаны и предоставлены необходимые рекомендации. 7 мая после получения неудовлетворительных результатов исследований запрещена реализация молока из местных колхозов. Одновременно запрещается продажа и употребление молока из частных хозяйств. Закрывается детская молочная кухня. По нашему предложению в порядке компенсации в город дополнительно завозится до 2 тонн молочных смесей.
9 мая в местной газете публикуется первая информация для населения. А 15 мая городская санэпидстанция (горСЭС) получает прибор ДП-100 и начинает самостоятельные радиометрические исследования пищевых продуктов для г. Новозыбкова, Новозыбковского, Климовского и Красногорского районов. С учетом результатов радиометрического контроля ввиду значительной загрязненности мяса и молока у населения был изъят скот (коровы, козы). Санитарной службой запрещено также употребление щавеля, различных видов садовых ягод, даров леса, мяса дичи, рыбы из местных водоемов.
Под контролем горСЭС колхозный рынок, где запрещается торговля всеми продуктами, на употребление которых вводились ограничения. Ведётся постоянный радиометрический контроль за питьевой водой. С приобретением и установкой радиометрических приборов на пищевых объектах и в «Водоканале» СЭС взяла на себя всю организационно-методическую помощь вновь созданным лабораториям.
Выполняется большая работа по углублённой радиационной разведке с обследованиями территории города и ряда населённых пунктов Новозыбковского района, в том числе отнесённых в дальнейшем к Зоне отчуждения, а также торфоразработок, лесных массивов – в местах ежегодной дислокации студенческого и пионерских лагерей, баз отдыха промышленных предприятий и т.д. При этом выявляются с определением границ наиболее радиоактивно загрязнённые и опасные для человека участки, проводятся постоянный анализ и оценка радиационной обстановки. С учётом полученных результатов во 2-й половине мая нами было запрещено открытие местных пионерских лагерей, лагерей труда и отдыха, баз отдыха.
Для разработки мероприятий по снижению уровней внешнего гамма-излучения за счёт дезактивационных работ, благоустройства и пр. ведутся детальные дозиметрические обследования территорий всех детских дошкольных учреждений и школ, лечебных учреждений, пищевых, промышленных, коммунальных предприятий и пр.
После выявления радиоактивно загрязнённых многоэтажных жилых домов было подготовлено обоснование необходимости и объёмов дезактивации каждой квартиры, и в условиях отсутствия каких-либо рекомендаций и методик самостоятельно разрабатывалась технология дезактивационных работ, а затем осуществлялся дозиметрический контроль за их выполнением.
Под надзором СЭС — все виды дезактивации с оценкой её эффективности, оборудование дезактивационного пункта для автотранспорта, прибывавшего с Украины и Белоруссии. В рамках гражданской обороны проводилась паспортизация частных домовладений.
С целью снижения облучения за счет не чернобыльских факторов было вынесено постановление о запрещении флюорографических обследований населения.
С учетом перечисленных мер средняя доза облучения жителей г. Новозыбкова за 1986 г. составила 1.03 бэр (данные Ленинградского научно-исследовательского института радиационной гигиены (ЛНИИРГ) против допустимого уровня, установленного Минздравом СССР, — 10 бэр. Средний уровень гамма-фона к концу года за счет распада короткоживущих радионуклидов и прежде всего йод-131(I-131), а также выполненных дезактивационных работ снизился до 170 мкР/ч.
Вместе с тем многие, возникавшие в то время проблемы, решались только благодаря собственной инициативе и под собственную ответственность. Так, вопреки действовавшей тогда инструкции мы отказались от работы с коэффициентами для расчёта радиоактивности пищевых продуктов, не соответствовавшими реальному радионуклидному составу выпадений и существенно занижавшими результат, перейдя на свои, рассчитанные совместно с коллегами Гомельской областной санэпидстанции.
Несмотря на засекреченность данных по радиационной обстановке и все запреты, мы первые в области дали полную объективную информацию для населения.
В 1987 г. в условиях давления руководителей местных партийных и советских органов не допустили открытия пионерских лагерей в лесных массивах Новозыбковского района.
В 1989 г. на выездном заседании государственной комиссии из представителей Министерств здравоохранения СССР и РСФСР, ЦК КПСС, ВЦСПС, Госкомтруд СССР, проходившем в горСЭС, вопреки выводам Ленинградского научно-исследовательского института радиационной гигиены в рамках 35-бэрной концепции о возможности снятия защитных ограничений в проживании на территории города, введённых в результате Чернобыльской катастрофы, и возврату к «обычной жизни», а следовательно, отмене льгот, мы убедительно и профессионально обосновали необходимость сохранения этих ограничений, в том числе и на потребление местных продуктов питания. В результате была принята именно наша точка зрения: статус города был сохранён и соответственно все льготы согласно Чернобыльскому Закону. Но аналогичные попытки по изменению статуса неоднократно предпринимались и в последующие 25 лет с разработкой всё новых концепций проживания. И только принципиальная позиция и неоспоримая аргументация позволяли успешно отстаивать интересы жителей города.
Этому способствовали и наши многочисленные обращения в различные высшие партийные, правительственные и профсоюзные инстанции (ЦК КПСС, Министерства, ВЦСПС, Госкомтруд и др.), а в дальнейшем – в адрес Государственной Думы и Президента России. Всего было подготовлено более 150 писем и аналитических материалов, в которых поднимались различные проблемы проживания населения в условиях радиоактивного загрязнения.
Кроме того, мы доказали, что расчеты доз внешнего и внутреннего облучения населения г. Новозыбкова по разработанной Ленинградским институтом радиационной гигиены методике давали заниженные результаты, т.к. не учитывались реальный характер и структура жилого фонда с преобладанием одноэтажных деревянных строений, фактические рационы питания населения, включавшие не только привозное почепское молоко и молочные продукты из торговой сети, но и производимые в частном секторе, вообще исключались из расчётов продукты леса: грибы, ягоды, мясо дичи. При этом доказательства были не только расчётные, но и с учётом результатов прямых измерений с помощью первого в Новозыбкове счётчика излучения человека(СИЧ), установленного к тому времени в отделе радиационной гигиены, а затем и переносного СИЧ. Ленинградские специалисты, направленные директором института Рамзаевым П.В. для перепроверки представленных данных, полностью подтвердили их достоверность. В результате методика расчета доз была доработана и скорректирована.
В начале 90-х для более детальной оценки постчернобыльской ситуации горадминистрацией был заключён договор с Курчатовским институтом для проведения полномасштабных исследований с детальной оценкой плотности загрязнения и гамма-фона на всей территории города. В результате выполненной работы была выявлена следующая структура загрязнения цезием-137:
Плотность загрязнения Cs-137, Ки/км2
|
|||||||
0-1
|
1-5
|
5-10
|
10-15
|
15-25
|
25-40
|
> 40
|
|
1. Площадь, м2
|
452136
|
1435771
|
2480910
|
4618326
|
4797075
|
1039328
|
252845
|
2. % от общей площади
|
3
|
9,5
|
16,5
|
30,6
|
31,8
|
6,9
|
1,7
|
Т.е. в то время более чем на 70% территории города плотность загрязнения составляла от 10 до 40 Ки/км2 и выше, при средней мощности экспозиционной дозы гамма-излучения — 40,3 мкР/ч и интервале колебаний — от естественных фоновых значений до -120.0 мкР/ч.
В последующие годы вeсь комплекс защитных мер по инициативе санитарной службы проводился в рамках годовых комплексных планов радиационно-гигиенических мероприятий по снижению доз внешнего и внутреннего облучения, разрабатывавшихся отделением радиационной гигиены горСЭС, затем Новозыбковского межрайонного центра Госсанэпиднадзора и утверждавшихся председателем горисполкома, главой администрации города.
Для учета и дальнейшего снижения доз внешнего облучения выполнялся индивидуальный дозиметрический контроль (ИДК) за критическими (наиболее облучаемыми) группами населения. Велись дозиметрические обследования территории города и объектов различного назначения. Результаты использовались как для обоснования необходимости проведения дезактивационных работ, так и оценки их эффективности после окончания дезактивации.
В плане предупредительного надзора осуществлялся контроль за радиационным качеством строительного сырья и стройматериалов, велись дозиметрические исследования на всех этапах строительства — от выбора участка до сдачи объекта в эксплуатацию. Выполнялось определение содержания радона в воздухе вновь построенных и эксплуатируемых домов и т.д.
По-прежнему ограничивалось медицинское облучение населения — флюорографические исследования вообще не проводились. Под контролем горСЭС рентгендиагнос-тические процедуры, которые осуществлялись только по жизненным показаниям, при этом применялся весь комплекс защитных мер, как диафрагмирование, фильтрация и пр. Широко начинают внедряться альтернативные методы исследований — УЗИ, фиброгастроскопия, колоноскопия и др.
Для обеспечения минимального внутреннего облучения проводится ежедневный спектрорадиометрический контроль радиологическими лабораториями санитарной, ветеринарной, агрохимической служб, перерабатывающих предприятий за пищевым сырьем и готовой продукцией, а также за продуктами питания, производимыми в частном секторе. Внедряется методика прижизненного определения содержания радиоактивных веществ в организме животных. Молоко завозится из радиационно-благополучного Почепского района.
По нашей инициативе на разных этапах аварийного периода вводились разработанные нами же местные контрольные уровни содержания радиоактивных веществ в пищевых продуктах, мощности экспозиционной дозы гамма-излучения на территории города более жесткие, чем действовавшие тогда временно допустимые уровни (ВДУ). Так, например, контрольный уровень oбъёмной активности цезия-137 для одного из основных дозоформирующих продуктов — молока — 0.001 мкКи/л при ВДУ — 0.01 мкКи/л.
Благодаря перечисленным мерам за аварийный период 1986-89 гг. при допустимом облучении — 18 бэр (180 мЗв), жители Новозыбкова получили среднюю дозу — 2,4 бэр(24 мЗв).
Конечно, для радикального изменения ситуации возможностей города было крайне недостаточно. В этой связи мы совместно с исполнительной властью и самостоятельно обращались во все инстанции — ЦК КПСС, правительство СССР, Госкомтруд СССР, в Министерства, ведомства, предприятия которых работали тогда на территории города. И помощь была, но не в тех масштабах, которые могли бы помочь разрешить все возникавшие постчернобыльские проблемы. Необходимо было полноценное финансирование всего комплекса реабилитационных работ — по дезактивации, благоустройству, обеспечению населения нормативно чистой сельскохозяйственной продукцией и пр. И тогда по инициативе Новозыбковской администрации и горсанэпидстанции с привлечением всех заинтересованных организаций и служб была разработана первая Программа радиационной реабилитации города, получившая впоследствии статус Президентской. Только после этого начался качественно новый — переломный этап в жизни города. Резко увеличились объемы дезактивационных работ, cтроительства дорог (до 40 км в год!), газификации и т.д., что позволило не только повысить уровень благоустройства, но и значительно снизить дозы облучения жителей, благодаря улучшению радиационной обстановки. Этому способствовало и повышение грамотности населения. В течение всего послеаварийного периода нами велась большая разъяснительная работа по вопросам радиационной гигиены с широким использованием СМИ (печати, радио, телевидения), выступлений среди различных коллективов города, разработок памяток.
На основании проведенного анализа Санкт-Петербургским НИИ радиационной гигиены дана высокая оценка эффективности защитных мероприятий, проводившихся в Новозыбкове по инициативе и под контролем санитарной службы: «накопленная за период 1986-2003 гг. средняя эффективная доза облучения населения г. Новозыбкова оказалась в 2-3 раза меньше, чем ожидаемая за этот же период времени доза в случае отсутствия контрмер».
— На самом деле выполнена большая и очень важная для каждого жителя города работа, но, к сожалению, в последующие годы выделяемых средств становилось всё меньше.
— Да, к 1994-95 гг. было сокращено, а затем вообще сведено на нет финансирование реализации реабилитационной Программы, подписанной Президентом РФ Ельциным Б.Н.
В результате все работы фактически свернуты. Не завершена выборочная дезактивация, в том числе детских дошкольных учреждений и школ. При протяженности внутригородских дорог 162,7 км, заасфальтировано всего около 102,9 км или 61,5%, ремонт пешеходных дорожек выполнялся лишь в центре, новые – вообще не строились. Не закончена газификация частного жилого сектора города и района. Не соответствует реальным потребностям выделение средств для выполнения всего комплекса мероприятий по ведению сельского хозяйства в условиях радиоактивного загрязнения. Как следствие, сохраняется актуальной проблема производства “нормативно чистой» с минимальным содержанием РВ сельскохозяйственной продукции, как в личных подсобных хозяйствах, так и в агрохозяйствах района, которые реализуют её жителям города. В то же время суммарная доза облучения населения в последние годы на 70-80% формируется за счет дозы внутреннего облучения, связанного с потреблением пищевых продуктов местного производства и лесной экосистемы. Увеличение в рационе питания доли лесных продуктов — мяса дичи, ягод, грибов, имеющих значительное радиоактивное загрязнение, связано со снижающимся уровнем жизни людей.
Всё вышеизложенное, как уже неоднократно сообщалось и через СМИ, и непосредственно горрайадминистрациям, приводит к тому, что в течение ряда лет в ходе ежегодной радиационно-гигиенической паспортизации территорий мы не отмечаем достоверного снижения облучения населения за счёт Чернобыльской составляющей. Средняя доза колеблется в городе на уровне 1,6 — 1,8 милиЗиверт/год (мЗв/год), в Новозыбковском районе – до 2 мЗв/год, предопределяя дополнительный риск стохастических (вероятностных) эффектов — злокачественных заболеваний, тератогенных осложнений, генетических повреждений, а также иной патологии, связанной со снижением иммунитета. При этом для большей части населения, проживавшего в условиях Зоны отселения с апреля 1986 г., этот риск наиболее значим, т.к. до 80% предполагаемой дозы облучения за жизнь получено ещё в 1986-1987 гг. и для них на всю оставшуюся жизнь, т.е. пожизненно, существует наибольшая в сравнении с другими территориями вероятность или дополнительный риск стохастических эффектов.
В этой связи ещё в конце 90-х я впервые высказал своё мнение в отношении этой категории населения, что было бы правильным и социально справедливым закрепить законодательно меры социальной поддержки и гарантии возмещения за риск и вред, причинённый их здоровью, также пожизненно вне зависимости от изменения радиационного статуса города в дальнейшем.
С тех пор многие пытались эксплуатировать эту идею, но, к сожалению, больше в виде лозунга и чаще для саморекламы в предвыборное время.
— А как Вы относитесь к уже свершившемуся факту — изменению статуса г. Новозыбкова?
— Как свершившемуся факту. По действующему Чернобыльскому законодательству каждые 5 лет проводятся соответствующие радиологические исследования. И если результаты отвечают критериям, предусмотренным Законом (плотность загрязнения, доза облучения) для данного статуса, то он сохраняется. В противном случае устанавливается новый. В настоящее время, по данным Гидромета, плотность загрязнения города составляет 11,7 Ки/км кв.
— Чем же могут быть обусловлены эти изменения плотности загрязнения?
— Это связано как с физико-химической закономерностью — распадом радиоактивных элементов, процессами самоочищения в природе, так и с хозяйственной деятельностью человека (работы по благоустройству, сельскохозяйственная обработка земли и пр.). Прошло уже, как мы с Вами констатировали, 30 лет с момента Чернобыльской катастрофы, что соответствует периоду полураспада долгоживущего радионуклида – цезия-137, определяющего всю постчернобыльскую ситуацию. Но это вовсе не означает, что Чернобыльскую проблему можно закрыть и забыть, как бы кому-то этого и ни хотелось.
В отличие от радиоактивного полураспада, который в данном случае имеет позитивное значение, за все эти годы у многих чиновников, очевидно, произошел полураспад морально-нравственный. Именно по этой причине до настоящего времени или за три десятка лет всё ещё не выполнена в полном объёме Программа радиационной реабилитации города, именно поэтому на заседании комитета по Чернобылю областной Думы, когда речь шла о 100% обеспечении детей в Зоне отселения путёвками для летнего отдыха, могли заявить: “а чем брянские дети хуже новозыбковских?“ Именно поэтому уровень жизни в Новозыбкове и Новозыбковском районе таков, что заставляет многих выживать за счёт радиоактивно грязных продуктов леса, увеличивая риск медицинских последствий и т.д.
— Как-то в интервью корреспонденту ”Новозыбковские вести” руководитель общественной приёмной Союз “Чернобыль” М. Шевцов сообщил, что рабочей группой закуплен дозиметр и уже проводятся соответствующие исследования и что ситуация в городе местами близка к той, что на территории Припяти с уровнями в отдельных точках до 60-80 мкР/час. А “в других районах области ситуация ещё хуже, например, в Климовском районе”! При этом приведена норма для фона — 20 мкР/час.
Так неужели на самом деле у нас обстановка такая же, как в Припяти, а в Климовском районе — одном из наименее загрязнённых, хуже, чем в Новозыбкове или Новозыбковском районе?
— Я против любых крайностей, как “шапкозакидательства”, так и необоснованного нагнетания страстей. К сожалению, в популистах у нас никогда не было недостатка. Их активизация, как правило, совпадала прежде всего с предвыборным временем то в Госдуму, то в областную, то в местные Советы. Вспомните, что нам только ни обещали — даже город-спутник! Хочется думать, что заблуждения Максима Шевцова больше от незнания. В то же время, если не обладаешь должным уровнем знаний и пониманием, о чём пытаешься судить, безответственно свои, мягко говоря, некомпетентные и безапелляционные выводы тиражировать с помощью СМИ. Каждый должен заниматься своим делом, как у классика: пироги печь — пирожник, сапоги тачать — сапожник.
Сравнение нашей ситуации с тем, что в Припяти, 30-километровой зоне – это, конечно, полный абсурд. Да, в силу неравномерного загрязнения и там, и здесь можно найти точки с близкими по значениям уровнями, например, и 60 мкР/час, и даже — за 100. Но если у нас это действительно всего лишь отдельные точки, то в Припяти — это огромные площади с аналогичными, а большей частью несоизмеримо более значимыми уровнями. Я был в 30-километровой зоне в составе группы специалистов в 400-450 метрах от станции в 1999 году. При этом там, где мы находились, в относительно “благополучном“ месте, уровни мощности экспозиционной дозы варьировали в пределах от естественных фоновых значений до 1500 мкР/час. В такой же мере некорректны оценки и в отношении Климовского района, на территории которого преобладают уровни загрязнения, изначально соответствовавшие параметрам зоны с льготным социально-экономическим статусом. Но опять-таки, в силу крайне неравномерного загрязнения и там находятся отдельные, очень ограниченные по площади “пятна” со значительно большей плотностью загрязнения, которые в целом не дают основания для подобных оценок.
Что касается “нормы для фона” 20 мкР/ч, то такого норматива – просто не существует. Есть понятие естественный радиационный фон, который формируется на той или иной территории излучением от естественных радиоактивных источников, находящихся в земле, воздухе, воде, строительных материалах, растениях, в организмах животных и человека, космическим излучением. При этом уровни естественного фона могут варьировать в разных местах в достаточно широких пределах: от 7-8 до 25 мкР/ч — у нас, в средней полосе, и до более 100 мкР/ч — на юго-западе Индии за счёт песков, богатых торием. Фон выше, чем в средней полосе (до 50-60 мкР/ч), регистрируется также в районе наших Минеральных вод, в горных районах и даже на набережной Санкт-Петербурга. В последнем случае это связано с гранитом, использовавшимся для устройства её ограждений.
Что, по Вашему мнению, нужно ещё сделать, какие проблемы решить, чтобы жизнь в городе стала комфортней и безопасней?
В контексте изложенного очевидна необходимость реализации в полном объёме всего комплекса реабилитационных мер, включая:
- Строительство доступного благоустроенного жилья.
- 100% обеспеченность благоустроенными внутригородскими дорогами и пешеходными дорожками (новое дорожное строительство и качественный ремонт старого дорожного фонда).
- Разработку проекта и строительство общегородской ливнёвой канализации.
- 100% газификацию частного сектора.
- Выборочную дезактивацию.
- Разработку проекта с выполнением всего комплекса работ по благоустройству побережья, полностью дезактивированного в 90-е годы озера Карна, и созданием общегородской рекреационной зоны для отдыха горожан с оборудованным пляжем и соответствующей инфраструктурой: кафе, игровыми, спортивными площадками, водными аттракционами и пр., где запрещается любое иное строительство, в т.ч. жилых домов.
- Обеспечение производства нормативно чистой сельскохозяйственной продукции за счёт ежегодного выполнения в научно обоснованных объёмах работ по ведению сельского хозяйства в условиях радиоактивного загрязнения с применением минеральных удобрений, содержащих калий и кальций, ферроцианидов и использованием окультуренных пастбищ.
- Доступность качественного и бесплатного медицинского обеспечения для всех слоёв населения города и района как в клиниках Российской Федерации, так и в Гомельском клинико-диагностическом центре Республики Беларусь.
- Разработку и реализацию общесоциальных мер, обеспечивающих повышение уровня благосостояния населения с восстановлением и сохранением льгот для проживавших в условиях Зоны отселения с 1986 г. и их детей пожизненно вне зависимости от изменений статуса города в настоящее время и в дальнейшем.
Лишь решение всех перечисленных проблем позволит сделать жизнь в городе безопасней, комфортней и привлекательней.
ещё один актёр народного театра вылез. такое впечатление, что он с программой на выборы собрался. недавно нужно было анализ кала сделать в СЭС, так запись на месяц вперёд была. т.е. я имею возможность только через месяц принести экскременты на анализ + 500р. необходимо сменить название этой организации на «Центр антисанитарии». нужно выполнять свои обязанности, Васелевицкий, а не советовать что да как надо.
Хорошая статья. В.А.Василевицкий-очень серьезный специалист в своей области это даже не обсуждается. Только не покидает ощущение когнитивного диссонанса.
Если он возглавляет такую серьезную структуру и столь продолжительное время,то почему не провели за эти годы по городу:
-Выборочную дезактивацию?
-Разработку проекта с выполнением всего комплекса работ по благоустройству побережья,полностью дезактивированного в 90-е годы озера Карна? и т.д.
А обвинять М.Шевцова в нагнетании обстановки некорректно. Уважаемому доктору могут показать в городе пару мест, где показатели дозиметра зашкаливают.
Дима! как можно спустя 25 лет получить статус ликвидатора, Что ВАвсилевицкий ликвидировал. где он ,поражаюсь, топтал радиоактивную почву сидя в кабинете, который сделал И.С.Каплун. Если ты знаешь этого человека! Сейчас Василевичкий претендует на уважаемого жителя г Но…А что он сделал чтоб сохранить льготы
В довесок! Валера надо лучшее знать историю. И средству массовой информации лапшу не надо вешать
Дмитрий, Василевицкий В.А. является специалистом в своем деле, и Вашей комиссии следовало бы прислушаться к его мнению. У Вас у всех в комиссии состояние психического дискомфорта или у избранных? Василевицкий прав: не надо пиариться на чернобыльских вопросах.
Павел, хочу Вам напомнить что это вы у нас «ИЗБРАННЫЙ».
Избранный в городской сове. Вам лозунги ваши предвыборные напомнить про отстаивание чернобыльских льгот (это к вопросу кто и на чем ПИАРился)?
Поэтому очень странно, что вы как опытный юрист (и это без иронии) не участвуете в работе комиссии. Ваш опыт мог позволить подготовить ИСК лучше.
Вот-вот. А уровень медицины в самом Новозыбкове? Это же слезы горькие. У пожилых людей, да с их пенсиями уже ни сил, ни средств нет даже для поездок в Гомель. Нет оказывается такой реабилитационной цели как поднять уровень медицины в Новозыбкове хотя бы до нормального.
«….1986 года в 00 час. 23 мин. на ЧАЭС произошла беспрецедентная по сложности и масштабам авария….» Не в 00, а в 1 час 23 мин. Товарищи, не надо изменять события.
Только на территории бывшего СССР с 1949 по 2003 год произошло 349 радиационных инцидентов (без чернобыльской аварии) с общим числом погибших 71 человек и пострадавших 747 человек. Товарищ не знает историю освоения атомной энергии. А в Мире еще больше. Читайте отчёты МАГАТЭ.
«……. Городская санитарно-эпидемиологическая станция (горСЭС) сразу же по получении сообщения 29.04.86 г. начала дозиметрический контроль……». Не надо врать и обезличивать события» Приборов типа ДБ-5, Валера, не было в СЭС. И батарейки типа «КРОНА» найти не могли. Приборы были в педучилище. Читай Воспоминания И.С.Каплуна. Что, ты забыл человека, который тебе сделал статус, а ты……..даже ФИО его не упомянул.
«….Под надзором СЭС — все виды дезактивации с оценкой её эффективности, оборудование дезактивационного пункта для автотранспорта………» Что же ты забыл коллег, которые приехали из Ленинграда и разрабатывали рекомендации. Ну уж ты лихач. Всё присвоил себе.
«….Кроме того, мы доказали, (кто?) что расчеты доз внешнего и внутреннего облучения населения г. Новозыбкова по разработанной Ленинградским институтом радиационной гигиены методике давали заниженные результаты, т.к. не учитывались реальный характер и структура жилого фонда с преобладанием одноэтажных деревянных строений, фактические рационы питания населения, включавшие не только привозное почепское молоко и молочные продукты из торговой сети, но и производимые в частном секторе, вообще исключались из расчётов продукты леса………» Кто это рассчитывал? Валера у тебя совесть есть?
Не хочу больше коментировать. У человека совести нет.
Повторю еще раз: Василевицкий В.А. — очень серьезный специалист.
И очень жаль,что его(по каким-то причинам)не оказалось в составе временной комиссии.
Именно,как специалиста и уважаемого в городе человека (как бывшего руководителя Общественной Палаты города). Я даже больше вам скажу, учитывая его опыт и направленность этой комиссии он должен был бы ее…ВОЗГЛАВИТЬ!
И не хватает в комиссии сеьезного юриста — ПАВЛА ДЕШКОВА.
Не хватает там П.И.ВДОВИЧЕНКО.
Если комиссия пытается перезапустить тему сохранения пожизненно льгот, то необходим там и И.А.Нестеров и М.Е.Токарев (они первый раз пытались этот вопрос запустить и все документы есть)
Если упомянутых вами людей не хватает в комиссии — значит они сами не захотели стать членами этой комиссии. Если бы эти люди хотели в комиссии быть и изъявили свое желание, то их бы включили туда и не выгнали… Делайте выводы…
ЛеонаЛорд,
это скорее из разряда тех случаев когда говорят с иронией: «Н-у-у-у-у, за успех нашего безнадежного мероприятия !»
Умные люди сразу просчитали, что участвовать в заведомо проигрышном деле им неразумно.
Да и признаюсь, что приглашать людей надо, так чтобы …они согласились участвовать. Но это вопрос уже не ко мне.
ЛеонаЛорд,
мои извинения,забыл упомянуть столь важного для города и района человека, как В.А.Ханаев. Который, сам изъявлял желание работать в комиссии с момента ее формирования, но…городской совет не согласовал его кандидатуру в состав комиссии.
Врача, бывшего депутата областной Думы, знающего и работающего по проблематике чернобыля не один год, в состав комиссии не включили.
А П.И.Вдовиченко в состав комиссии просто не пригласили даже.
Тогда зачем нам, такой городской совет, который как бельмо на глазу у жителей города. Этот городской совет старается ради кого или чего?
а зачем вам ответы на эти вопросы? что вы получите в итоге?