В фондах Российской национальной библиотеки хранится уникальное издание – «Альбом видов Полесских железных дорог» (СПб., [188?]).
Министерство путей сообщения поручило сделать снимки известному фотографу, изобретателю фотомеханических способов репродуцирования, инженеру путей сообщения Николаю Александровичу Демчинскому (1851-1915). В коллекцию из трёх десятков видов станций и сооружений вошли и места, связанные с Брянским краем.
Как известно, участок Брянск-Гомель Полесских железных дорог был открыт в 1887 году. По всем косвенным признакам фотографии, выпущенные фотоателье Демчинского на Большой Итальянской улице, 37 в Петербурге, можно датировать концом 1880-х гг. Следы свежей кладки кирпичных зданий, нового покрытия крыш зданий, тщательно выбеленные печные трубы, неубранные рельсы возле полотна дороги – все это указывает на то, что дорога была только что введена в эксплуатацию.
Помимо станций и сооружений Брянска, Выгонич, Почепа, Клинцов, Злынки на фотографиях запечатлены станция Новозыбков, пассажирское здание вокзала со стороны двора и станционный жилой дом для железнодорожных служащих. Давайте внимательно рассмотрим эти фотографии.
Общий вид станции Новозыбков
На общем плане мы видим фасад вокзала со стороны путей.
Фото 1 (фрагмент). Пассажирское здание станции Новозыбков со стороны путей
На перроне стоят пассажиры. Слева – ряд товарных вагонов, еще левее – станционные постройки. Сразу же за вокзалом можно увидеть водонапорное сооружение. А вдаль – открывается потрясающий вид на город.
(фрагмент). Вид на город.
Кстати, пассажирское здание построено по типовому проекту. Такой же тип вокзала соорудили в Почепе и Клинцах (фотографии из этого же альбома):
Вокзал станции Почеп
Вокзал станции Клинцы
На следующем фото (оно явно постановочное) снят фасад новозыбковского вокзала со стороны города.
Пассажирское здание на станции Новозыбков
Стоит обратить внимание на облик пассажиров и служащих, стоящих на ступенях и под окнами – весьма колоритные персонажи. Нельзя не отметить интересное решение входа в вокзал с подъезда к станции – большой купол с круглыми окнами венчает флагшток. Интересно сравнить этот вид с современным:
Фото: oleg_BY, 2017, https://railwayz.info/
К западному торцу здания вокзала позднее была сделана двухэтжная пристройка, пострадавшая во время войны и перестроенная в советское время, а пока этой пристройки нет, а на боковом фасаде можно увидеть название станции.
(фрагмент). Западный боковой фасад пассажирского здания станции Новозыбков
А вот и жилой дом для служащих железной дороги с надворными постройками и палисадником. На крыльце, вероятно, стоят его обитатели, а из распахнутых окон выглядывают дети.
Жилой дом на станции Новозыбков
Таким образом, рассмотрев детально снимки и изучив историю их создания, можно сделать предположение, что перед нами старейшие фотографии Новозыбкова из известных на сегодняшний день.
Источник: zen.yandex.ru