В декабре текущего года в московской типографии «КнигИздат» напечатана очередная книга нашего земляка, уроженца Новозыбкова, краеведа и независимого исследователя Александра Дудникова «Новозыбков на рубеже XIX-XX столетий. Реальное училище».
Это четвертая книга автора.
В сборнике, состоящем из 400 страниц, говорится об истории создания в 1875 году в Новозыбкове реального училища. Открытие учебного заведения, как утверждает автор, самым положительным образом повлияло на повышение общего уровня грамотности местного населения, поскольку к его работе были привлечены высокопрофессиональные учителя и научные деятели, которые общались с учениками «от сердца к сердцу».
Универсального печатного издания с полной и подробной историей одного из старейших учебных заведений Новозыбкова до сих пор не существовало. Дабы восстановить историческую справедливость, восполнить этот пробел, вспомнить благородные имена руководителей и преподавателей реального училища, их заслуги и добрые дела на ниве просвещения, рассказать о быте и нравах учеников навсегда ушедшей Великой Империи Александром Дудниковым на протяжении долгих лет проводился поиск архивных документов и фотографий. На следующем этапе проведен их тщательный анализ, систематизация, обработка. Результаты проделанной работы включены в сборник.
Из сборника читатель узнает о людях, стоявших у истоков создания в Новозыбкове реального училища, чьи имена мы обязаны помнить и хранить как яркий пример бескорыстного и инициативного служения нашему Отечеству.
В книге приведены данные о всех директорах с момента создания училища и до революции 1917 года, описаны интересные сведения из их биографий.
Также установлены имена попечителей, которые поддерживали научную активность преподавателей, продвигали результаты их исследовательской деятельности, защищали права и интересы учителей, способствовали притоку студентов. Среди них особое место занимают видные земские деятели нашего края второй половины XIX столетия Александр Лашкевич и князь Николай Долгоруков.
Большое внимание уделено учителям и их социальному положению. Профессия педагога в те годы привлекала многих представителей передовой интеллигенции, движимых идеей просвещения. Учителя подавали своим воспитанникам пример благонравия и учтивости. Своим неравнодушием и целеустремленностью они создавали в коллективе дружественную творческую обстановку. Многие из них, не считаясь с личным временем и возникающими трудностями, проводили с детьми весенние и летние каникулы, организовывали экскурсионные поездки по историческим и святым местам. Несмотря на строгость и требовательность в вопросах изучения наук, преподаватели прививали своим подопечным «человечность, культурность, понимание глубины мировой научной и художественной культуры».
В книге содержатся редкие фотографии и уникальные архивные документы со сведениями периода становления училища и его развития, большинство из которых публикуются впервые.
Важность выхода в печать настоящего сборника доказывать не приходится, поскольку, во-первых, перед нами живой предстает забытая история одного из передовых в своем роде и богатейших во всех смыслах учебных заведений Российской Империи среднего звена.
Во-вторых, необходимо понимать, что важнейшей задачей реального училища было воспитание человека, чего так не хватает в современной системе обучения. В те времена в понятие «образование» наши предки вкладывали не только набор теоретических знаний и практических умений. Речь шла о формировании у молодого человека мировоззрения через призму любви к Родине, индивидуального отношения к настоящему и будущему, истории собственной страны и ее неповторимой культуре, способности мирного и творческого сосуществования среди представителей многих народностей и религий.
И, в-третьих, обнаруженные исторические документы и мемуары свидетельствуют, что в конечном итоге в реальном училище воспитывался человек, способный посмотреть на себя со стороны, оценить себя и действительность критически, сделать выводы, предложить выход из трудной ситуации, жертвуя собой и «за други своя».
По мнению Александра Дудникова, в этом и есть настоящий патриотизм, о котором сегодня говорится так много – в безропотном, смиренном, честном и каждодневном служении Отечеству и ближнему, в несении тягот его. На что, безусловно, были способны благородные руководители, добрые попечители, талантливые преподаватели и замечательные ученики Новозыбковского реального училища.
17 декабря в Новозыбковском педколледже состоялось вручение четырем лучшим студентам стипендии имени князя Николая Долгорукова, а также презентация новой книги Александра Дудникова об истории реального училища.
Фото: Александр Дудников,
ВК, НПК