С августа 2016 года народный драматический театр Новозыбкова возглавляет Ольга Богданова (на фото). Во времена руководства театром Игоря Пьяных, она была ведущей актрисой. И вот уже почти два десятилетия руководит кружковым объединением новозыбковского дома детского творчества (ДДТ) «Театральная мозаика». Сейчас Ольга Богданова совмещает работу в ДДТ и театре. В обновленном коллективе — тридцать человек, три возрастных группы. О театральной «кухне», прошлом и будущем театра Ольга Вячеславовна рассказала в интервью нашему изданию.
— Ольга Вячеславовна, Вы меньше года возглавляете Новозыбковский народный театр, и за столь короткое время удалось собрать новую труппу. Как это удалось? Как находили актеров, и есть ли среди них старички или это абсолютно новый состав?
— Сейчас в театре три группы: старшая, средняя и младшая. В младшую группу входят ребята, которые ходили ко мне в дом детского творчества, сейчас они и туда приходят на занятия, и сюда. В средней группе — ребята, из школы №9, которые тоже посещали «Театральную мозаику», из лицея, есть из разных школ нашего города. В старшую группу ходят сестрички мои, еще девочки с работы. Вот так, поддержку оказали мне. Неплохо у них получается, молодцы. Спасибо им, пришли, поддержали. Актеры из старого состава: Олег Юрченко, Сергей Зайцев и Сергей Ободовский.
— При подборе актеров помогает ли понимание того, что в человеке есть творческие способности?
— Конечно же. Творческие способности — они у всех есть, только у кого-то очень хорошо видны, а у кого-то глубоко запрятаны. Надо это всё вытащить изнутри. Ты видишь, во-первых, данные, внешние данные. Когда мы начинаем читать текст, уже видишь, кто как сможет. Получится у актера или не получится сыграть роль. Это видно по типажу человека: как он в жизни разговаривает, какие у него эмоции, какая жестикуляция. Складывается образ.
— Одна из Ваших постановок — это классика — Островский «Свои люди сочтемся». Почему Ваш режиссерский выбор пал именно на эту пьесу?
— Эта пьеса мне очень нравится. Когда-то я сама в ней играла, когда ходила в театр к Игорю Ивановичу Пьяных. Играла Липочку, и как-то вот засело у меня в сердце. И когда стала я учиться в институте на режиссера, то у меня эта мысль была — поставить ее. Потому что мне хотелось своих актеров подобрать. У нас театр Островского.
— В свое время декорации для театра создавал известный художник Дориан Сулоев, талантливый Новозыбковский художник — ему удавалось найти неповторимый образ к каждому спектаклю и создать на сцене нужную атмосферу. Как считаете, в современном мире роль декораций также важна? Кто сейчас создает декорации сейчас.
— Роль декораций важна. Они помогают актеру войти в предлагаемые обстоятельства. Конечно, на пустой сцене тоже можно сыграть, мы знаем таких великих актеров, которые играли и без декорации, например, Владимир Высоцкий в «Гамлете». Но мы же не профессиональные актеры, мы любители, и нам помогают декорации сыграть ту или иную роль.
Сейчас в нашем спектакле ребята сами делают декорации. Смастерили диван, кресло. Помогают, конечно, и работники дома культуры с декорациями.
– А такие составляющие театра, как костюмы, свет, фонограмма?
— Все сами. Я ищу фонограмму, костюмы у нас есть костюмер в доме культуры — Владимир Белас, который помогает нам, что-то шьет нам, подшивает. Девочки сами шьют себе. Так что, все вместе работаем над этим.
Александр Панин работает на свете. Он помогает нам в освещении спектакля, подсказывает что-то, потому что он уже давно этим занимается.
— А вообще, за счет света можно какую-то атмосферу создать?
— Ну конечно. Если, например, в спектакле или сумерки, или например, высветить актера, какой-то акцент на какое-то действие, свет очень помогает. Помогает раскрыть внутренний мир персонажа, какую-то сцену.
— На фотографиях середины двадцатого века, грим у новозыбковских актеров настолько безупречен, что сегодня многие не могут поверить в то, что это именно актер Новозыбковского театра. Грим тогда создавал Филипп Радионцев он много лет заведовал постановочной частью. А сейчас в театре есть гример, или актеры гримируются сами?
— Гримеров у нас нет, гримируемся сами. Я помогаю гримироваться. У меня образование — учитель начальных классов и рисование. Закончила художественную школу, немножечко представление имею об этом.
— Это какой-то специальный грим?
— Да, конечно, это грим именно театральный, профессиональный.
— Скажите, какая самая большая сложность для начинающих актеров? Какие метаморфозы происходят с ними со временем?
— Самое сложное, это, наверно, первые шаги на сцене. Потому что существуют зажимы. Человек боится сказать, а вдруг я не так сказал, неправильно повернул головой, а можно здесь так… А когда человек ходит, занимается, разбирается, то он погружается в эту атмосферу и он раскрывается, ему легче становится.
— А Вы каким-то образом помогаете в этом?
— Конечно, с помощью каких-то упражнений, этюдов, ну конечно, занимаемся только с детьми. Со взрослыми мы не занимаемся. Все люди очень заняты, потому что работают — семьи, дети, уроки.
— То есть, нет таких занятий по сценической речи, пластике?
— Со взрослыми — нет. С детьми — да, есть. Ну, ничего, мы только первый год. У нас все будет.
— Случалось ли сталкиваться с подобием звездной болезни у актеров? Можно ли предотвратить такое явление?
— Нет, это нельзя предотвратить. Это случается. Не со всеми, но это случается — звездная болезнь. Когда начинает все не нравиться, когда считают, что не ту роль дали. Или не так посмотрели, не так сказали. Выбирать начинают, опаздывать, или вообще не приходить, капризничать.
— Бороться с этим никак нельзя?
— Ну как нельзя… Объяснить, поговорить. Потому что если эта звездная болезнь продолжается и дальше, то, с человеком таким только расставаться.
— Владимир Немирович-Данченко когда-то сказал: «Театр, как и всякий большой художник, должен отзываться на благороднейшие течения современной жизни. Иначе он станет мертвым учреждением».
Согласны ли Вы с эти мнением, и что имел ввиду театральный режиссер?
— Он имел ввиду, в моем понимании, что театр, как и любое искусство, должен идти в ногу со временем. И поднимать самое лучшее и говорить о самом лучшем, что происходит в это время. Говорить о проблемах, которые волнуют в данный момент общество. Потому что театр — он учит человека жизни, помогает ему, подсказывает. Человек приходит смотреть, в какие-то моменты может задуматься: «А может я тоже вот так живу, неправильно я делаю, надо по-другому жить, а то может получиться так-то и так-то. Если даже уже один, два, три человека уйдут наполненными, что-то для себя поймут, что-то для себя откроют — это уже мы сделали большое дело.
— Спасибо за интервью, творческих Вам успехов!
Фото: ИА «Брянск новости».