В центральной городской библиотеке состоялось представление вышедшего недавно в Санкт-Петербурге книжного издания, посвященного художнику В.В. Полякову (1936-2005), жизнь и творчество которого были связаны и с городом Новозыбковом. Называется она «Владислав Поляков в письмах. 1944-1962». Ее автор, профессор С-Петербургского института сценических искусств, искусствовед Валерий Вячеславович Гришков не впервые обращается к биографии художника, и новая книга стала уже седьмой по счету, выпущенной под его составлением и непосредственным участием. Два года назад он презентовал здесь же альбом художника, ныне занявший достойное место на книжных полках любителей искусств и библиотек.
Листая новое издание, читатель обнаруживает не только строки, написанные рукой художника, но и фрагменты писем, обращенных к нему. Удачно подобранные и расположенные в хронологическом порядке, они позволяют углубиться в его искания на пути художественного становления, поиску своего «я» в искусстве. В них мы находим много исторических фактов, связанных с нашим городом, где он провел детство, приобщился через своего учителя и наставника, руководителя кружка рисования при доме пионеров П.А. Чернышевского к волшебному миру творчества.
Подавляющее большинство писем – исходящих и полученных – обозначены городскими адресами, а весь первый том так или иначе связан с новозыбковским периодом жизни ее героя, что делает ее особенно интересной для прочтения нашими читателями. В определенной мере она дополняет и раскрывает известный феномен школы Чернышевского 50-60-х годов, периода появления целой плеяды известных художников, прославивших своим творчеством новозыбковский край и имена которых, ровесников В. Полякова, не сходят со страниц книги. Среди них И. Гержедович, В. Серебряный, Е. Кожевников, В. Мастеренко, Н. Золотухин, известные в Новозыбкове выпускники студии, проявившие себя в других профессиях – А. Шапотько, В. Тищенко, Н. Зенченко и другие.
Вместе с тем книга является прекрасным образцом эпистолярного наследия, в котором удачно соединились качественный литературный отбор и фактор интереса к личности героя, его родных и друзей. В этом смысле она значима для самого широкого круга любителей литературы, ничуть не уступая по содержанию другим подобным изданиям, воспроизводящим письма известных людей в искусстве. В определенной степени провинциальный дух текущей в ней жизни приближает ее к народным истокам, а диалоги и рассуждения авторов писем, совсем не предназначенные изначально для широкой огласки, погружающие в мир личных чувств, переживаний и эмоций, делают ее особенно близкой при чтении. Эта ее «камерность» плюс довольно широкая география адресов, все же определяет и в значительной степени предвосхищает будущее главного героя, как известно, проживавшего и работавшего затем в разных местах – от обеих наших столиц до значительно удаленных от культурных центров небольших городов и поселков.
На презентации выступил В. Гришков, коротко остановился на содержании и оформлении издания, рассказал о работе над книгой, которая продолжалась больше года, хотя собирать материал он начал давно. Ведущая встречи, библиотекарь отдела искусств Н. Афонина, другие участники мероприятия также высказали мнение о прочитанном. В заключение гость из С-Петербурга поделился планами на будущее, среди которых не только подготовка к изданию второй части, но и выпуск воспоминаний о другом нашем земляке – художнике Игоре Гержедовиче, 80-летие со дня рождения которого отмечалось в прошлом году.
Несколько книг были подарены автором местным краеведам и издателям, городской и районной библиотеке, где с ней могут познакомиться все желающие.
Константин Попов.
Фото автора.