Можно ли назвать это расточительностью, если большую часть денег тратили на покупку еды?
В 2021 году по мере восстановления потребительской активности россияне стали наращивать свои текущие расходы, особенно заметно эта тенденция проявилась у молодых семей, в которых возраст супругов составляет до 35 лет. Во втором квартале расходы женатых миллениалов и представителей поколения Z увеличились по сравнению с первым кварталом на 23,2% с учетом инфляции. В результате среднемесячные траты на каждого члена молодой семьи достигли 23,4 тысячи рублей, – подсчитала аналитическая служба сети FinExpertiza.
Особенно возросли расходы миллениалов и зумеров на еду и безалкогольные напитки. На эту категорию потребления пришлась примерно половина дополнительных трат молодежи – месячный продовольственный чек увеличился в среднем на 77,8%, до 9,6 тысячи рублей. Второй квартал также вывел молодежь из «культурного анабиоза»: месячный бюджет на развлечения в среднем вырос на 85,8%, до 1,3 тысячи рублей. При этом семейная молодежь стала тратить в среднем на 56,2% больше на одежду и обувь (всего – 1,7 тыс. рублей). Также молодые семьи уравновесили «полезное» потребление «вредным» – увеличили расходы на здравоохранение на 45,8% (до 742 рублей на человека в месяц), но в то же время стали больше потакать своим вредным привычкам: траты на алкоголь и табачные изделия выросли на 33,2% (до 653 рублей на человека в месяц).
Среднестатистические же семьи жили более скромно. Расходы обычного домохозяйства в Брянской области увеличились во втором квартале до 14 582 рубля с 13 643 в первом. При этом в среднем денежные доходы в регионе на одного члена домохозяйства составили 19 749 рублей, в первом квартале цифра составляла 17 652 рубля. По данным FinExpertiza, изменение доходов составило 9,6%, а расходов – 4,9%. В среднем по стране тратила средняя семья чуть больше — 19,8 тысячи рублей в месяц на человека
В целом свои расходы на жизнь увеличили жители 67 российских регионов из 85. Особенно заметно нарастили траты домохозяйства в Амурской области (на 25,2% квартал к кварталу с учетом инфляции), Новосибирской области (на 21,5%), Челябинской области (20,4%). В соседней Калужской области — на 17%.
Как отмечают аналитики, после снятия карантинных ограничений население начало реализовывать отложенный спрос. Люди стали активнее тратить не только свои текущие доходы, но и накопившиеся за ковидный период сбережения. Во многом этому способствует резкий разгон инфляции, связанный, прежде всего, с ростом мировых цен практически на все товары. Россияне, опасаясь обесценения денег, нарастили покупки дорогостоящих товаров, таких как телевизоры, холодильники, автомобили.
При этом в 18 регионах расходы домохозяйств сократились, сильнее всего – в Курской области (на 17,5%), Ненецком автономном округе (-16,5%), Сахалинской области (-15,4%).
Фото: nvgazeta.ru