Опубликованы изменения ФИПИ в ЕГЭ в 2023 году. Эксперты подготовили разъяснения и дали комментарии по всем нововведениям в общем и отдельно по предметам.
В 2023 году изменения в Едином государственном экзамене (ЕГЭ) коснутся почти всех предметов, кроме географии. Нововведения, ожидающие выпускников, описал руководитель методической разработки образовательных программ компании MAXIMUM Education Артем Мушта.
По его словам, ЕГЭ сильно поменялся еще в прошлом году, когда произошел переход на новые модели экзаменов вследствие обновления Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
«Изменения полностью моделей экзамена или большого количества новых заданий во всех предметах не планировалось, что мы и увидели в новых версиях ЕГЭ. В этом году, проанализировав опыт сдачи экзамена-2022, коллеги из Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) «подчищают» те вещи, которые получились менее удачно или были недостаточно конкретизированы. Не очень удачные задания — переработаны, более удачные — усилены», — отметил Мушта.
По некотором дисциплинам, таким как обществознание и химия, уточнены формулировки заданий, уровень сложности или общий балл за задания. Также эксперты ФИПИ частично пересмотрели «в более радикальную сторону» системы оценивания, в частности это коснулось иностранных языков.
«В некоторых предметах, как в истории, мы видим также пересмотр и содержательной части экзамена, помимо нового задания на знание фактов Великой Отечественной войны, добавились вопросы по событиям и недавней истории», — комментирует Мушта.
Изменения в ЕГЭ по русскому языку
В отличие от прошлого года в текущие демоверсии ЕГЭ по русскому языку не стали добавлять новые задания. Изменения и уточнения коснулись только существующих вопросов на основе прошедшего в июне экзамена. Об этом 25 августа рассказал «Известиям» руководитель методической разработки образовательных программ компании MAXIMUM Education Артем Мушта.
Эксперты также расширили орфоэпический словник и словарь паронимов. В сочинении за комментарий теперь можно получить максимум пять баллов, так как не нужно отдельно указывать связь и затем ее анализировать.
Кроме того, из критериев по орфографической и пунктуационной грамотности убрали понятие «негрубая ошибка». Теперь те ошибки, которые ранее квалифицировались как негрубые, не будут влиять на критерии по оценке грамотности.
«К негрубым ошибкам ФИПИ относит те, которые не влияют на грамотность. Например, употребление большой буквы в составных названиях. Это очень специфичные правила, и они действительно не влияют на общий уровень грамотности. Эксперты при виде такой ошибки не будут ее учитывать», — сказал Мушта.
При этом задание на корни (№ 9) спустя два года вернулось к своему прежнему виду, когда нужно поставить правильные буквы вместо пропущенных.
«Это задание долго вызывало споры среди преподавателей, учеников и лингвистов. Получалось, что хотели проверить знание орфографических правил на правописание корней, а ударились в научные споры о происхождении слов. Это важное и позитивное возвращение к старому формату», — отметил эксперт.
Изменения в ЕГЭ по истории и биологии
Эксперт Мушта: самые большие изменения в КИМ по ЕГЭ произошли по истории и биологии
По его словам, в изменениях по обоим предметам прослеживается явная тенденция к преобразованию экзамена в сторону аналитического мышления ученика. Делается это для того, чтобы выпускники могли не просто решить задания на основе изученных фактов, но и умели размышлять и анализировать информацию.
«Делается упор на понимание учеником предмета в целом, если говорить более научным языком, то происходит формирование целостной естественно-научной картины мира. ЕГЭ по биологии часто сдают для поступления на медицинские специальности», — отметил он.
Как добавил эксперт, по его мнению, предлагается в перспективе с помощью ЕГЭ «отбирать» наиболее целостных в плане мышления учеников.
Мушта обратил внимание, что уже не первый год прослеживается тенденция увеличения количества рисунков в заданиях, что объясняется тем, что в биологии важно иметь насмотренность. Он усомнился, что это серьезно повлияет на сложность экзамена, однако практика показывает, что ученики хуже справляются с заданиями с рисунком в первой части ЕГЭ, увеличивая риск допустить ошибки по невнимательности.
Из второй части экзамена убрали задание, в котором было «легче» заработать баллы (линия 24), и добавили два практически новых формата. По статистике, отметил эксперт, изменение формата задания всегда сказывается на результатах и процент решения новых форматов обычно ниже.
В КИМ по ЕГЭ по истории также появилось два новых задания, одно из которых целиком посвящено теме Великой Отечественной войны. Не менее 20% заданий экзаменационной работы будут включать в себя факты ее истории, отметил специалист.
Также в КИМ появились новые темы, в том числе про войну в Сирии, расширение НАТО и так далее, рассказал специалист.
Экзаменуемым придется выполнить еще одно новое задание — на сравнение. Его выполнение поможет продемонстрировать умение размышлять, анализировать и сопоставлять исторические события и факты.
«Ожидалось, что упростят задание по всеобщей истории, так как ранее оно вызывало много вопросов и комментариев со стороны профсообщества, однако оно осталось прежним», — подчеркнул Мушта. Эксперты полагали, что задание сделают легче, так как в действующем виде оно требует провести сравнение событий всеобщей истории и истории России, что довольно сложно для подростков.