Выставка произведений двух фотографов нашего города, Дмитрия Агапова и Алексея Кудрявцева, стала запомнившимся мероприятием культурной жизни Новозыбкова этого года. Она открыта в центральной городской библиотеке под названием «В гармонии с собой и миром» и будет действовать до середины следующей недели. Более сорока цветных фотографий заняли свое место на стенах Зала искусств, привлекая зрителей многообразием сюжетных мотивов, многоцветьем пейзажных и постановочных «натур», выхваченных из бесконечной ленты пробегающей мимо жизни природы и людей, запечатленных чутким взглядом фотохудожника, хотя и пропущенного через техническое устройство – объектив фотоаппарата. Оба автора хорошо известны новозыбковскому зрителю, неоднократно представляли здесь свое творчество и даже за пределами города.
Особенности искусства «поиска момента» не всегда можно оценить сразу и однозначно.
Возможности, предоставляемые современными мегапиксельными цифровыми средствами сняли все ограничения на число отснятых и легко воспроизводимых фотоизображений. Однако, как ни странно, это наоборот, усложнило способы максимально зримого включения художественного начала в этот процесс, может быть, и поэтому не все работы на выставке оказались равноценными.
Некоторая часть из них, действительно, обозначилась достаточно проходными, просто красивыми цветными картинками-изображениями. Ведь процесс отбора – прерогатива не только автора, он продолжается и пришедшими на выставку зрителями: в большинстве своем искусство, в том числе и фотографии, в значительной степени субъективно. Впрочем, это никак не умаляет достижений авторов, ибо каждый из них постарался передать нам, зрителям, законченный образ своего индивидуального восприятия, пусть и не всегда воспринимаемого с ответным трепетом и восторгом.
Многим завсегдатаям вернисажей приглянулся выставленный старый черно-белый фотопейзаж Д. Агапова. Даже подумалось, а не потеряло ли «искусство светописи» с переходом на натуральные цвета значительную часть своей художественности, когда и зрителю дают возможность самому додумывать за автора некоторые недосказанности и условности. Интересны оказались и другие работы этого автора, в частности пейзажи «Речушка моего детства», «Зима в лесу», «Здесь русский дух», тематические композиции «Воспоминания о былом», «Утро золотой осени», «А жизнь продолжается».
Несомненно приглянулись зрителям пейзажи А. Кудрявцева, такие как «Летом», «Островок», «Разлив», «Стожки», «Летний туман». Привлекают на выставке и другие работы фотографов. И хотя все они у Дмитрия и Алексея схожи в основе, отличия зримо проглядываются не только размером рамок, но и несколько различным подходом к съемке и выбору мотивов.
Если А. Кудрявцев тяготеет к многоплановым пейзажным видам, богатым на цветовые и панорамные эффекты, демонстрируя не только фрагменты жизни природы среднерусской полосы, но и привезенные из путешествий в другие края, значительно более суровые, но не менее красочные от этого, то Д. Агапову ближе определенные фотонаходки, можно сказать то, что буквально лежит под ногами, и этот свой взгляд он и продемонстрировал, например, в видеофильме, презентованном на открытии выставки, где его операторская работа обозначила тесную связь и, безусловно, схожий стиль с одномоментными фотокадрами.
Наверняка, каждый из этих авторов с не меньшим успехом мог бы представить и свою персональную экспозицию, однако и в таком напарничестве скрывается определенный смысл. Разграничение сводного фонда и разнос по «собственным углам» общей на первый взгляд экспозиции, все же заставляет говорить о двух выставках в одном зале. А уж кому это выгодно, оставим додумывать посетителям. Во всяком случае в процесс развески работ организаторы, работники библиотеки, точно не вмешивались. А спросить у авторов не пришлось, ибо им на открытии выставки так и не предоставили слова. Проиграла ли от этого экспозиция? – неподготовленному человеку трудно судить. Но с точки зрения экспозиционного искусства, чередование разноплановых и разноразмерных экспонатов было бы более выигрышным представлением обоих авторов для зрителей.
Немного вычурным показалось и музыкальное приложение на открытии. Что, что, а оперные арии, пусть и в исполнении нашей новой знаметитости, Анны Курило, на фоне фотографий, были совсем не к месту. Если что и подходило для этой цели, то, несомненно, выступление народного фольклорного коллектива «Добролетие» (бывшей «Селяночки»), прошедшее сразу после цереморнии открытия, но, к сожалению, это было уже совсем другое мероприятие.
И все же подобная выставка дает импульс не только к удовлетворению собственного творческого «зуда», но и подвигает к раздумьям о смысле и пути фотоискусства, А каков он видится – тупиковым или все же имеет определенные перспективы, зависит от того, у кого в руках будет фотокамера. Во всяком случае, наверно благодаря именно таким экспозициям, остается надежда, что искусство светописи не умрет. Ибо вечен человеческий поиск, его влечение к гармонии и стремление к прекрасному.
Фото автора.