«Увлечение, которое стало центром моей жизни»: Алексей Белас из Новозыбкова представил уникальную коллекцию архаичных рушников и костюмов в Москве

«Увлечение, которое стало центром моей жизни»: Алексей Белас из Новозыбкова представил уникальную коллекцию архаичных рушников и костюмов в Москве

Собиратель традиций юго-западных районов Брянской области ждет, что и на родине поддержат его идеи по развитию культурных традиций.

Рушники, народные костюмы, расшитые мужские рубахи – старинные вещи, которые были собраны за последние два года в экспедициях по Новозыбковскому, Клинцовскому, Красногорскому, Климовскому и другим районам Брянской, были представлены на выставке в Москве. Два дня встреч-семинаров в доме ремёсел «Славич» на Пречистинской улице провел этнограф, ткач и собиратель народного текстиля из Новозыбкова Алексей Белас.

 

 

 

 

 

Благодаря этой труднейшей работе, участники смогли изучить исконное творчество умельцев Брянского края – мир рушников, деревенских праздников, обрядов и диалектов. Все это по крупицам было собрано в уголках Брянщины.

 

 

«Это вещи, которые еще никто не видел «в живую», ранее они нигде не демонстрировались», — рассказал Алексей. Он отметил, что были на выставке и уникальные мужские рубахи с вышивкой.

 

 

«Таких вещей и селах сейчас не найти – уцелели единицы. Ведь в основном мужикам шили рубашки для работы простые, а те, что с вышивкой – для сельских праздников. Потому и многие фольклорные коллективы сейчас не знают, как должна рубаха выглядеть. Многие одевают «советский» вариант из костюмерной местного ДК. Такие вещи никакого отношения к традиционной одежде нашего региона не имеют – наш отличается архаикой. А вот у девушек, конечно, и нарядов больше, и элементов костюмов – рубахи, поневы, платки», — делится Алексей.

Каждый из нарядов и рушников – теперь объект истории. Все собранные за последние годы вещи уже имеют паспорт. «Мы проводим паспортизацию каждого предмета, ему присваивается номер, записываем владельцев. В коллекции, в основном вещи, которые были изготовлены в конце 19 века и до периода 70-80 годов 20 века. Да, еще 40 лет назад в брянских селениях ткали и вышивали, и даже сейчас в некоторых деревнях ходят в льняных рубашках, а мастерицы копируют старинные вещи, правда, сейчас рубахи никто уже не вышивает», — рассказывает Алексей о своих наблюдениях.

 

 

 

 

«Сам портной, но я не шью, тку на ткацком станке рушники. Это мое увлечение, которое стало центром моей жизни. На службу в церковь одеваю рубахи, у меня подруга сделала несколько копий. В них и хожу», — отвечает Алексей на вопрос, действительно ли он сам носит русскую рубаху в обычной жизни, или фото на его странице ВКонтакте постановочное. «Ну как вы думаете, выйду в шесть часов утра на улицу, чтобы сделать фото в рубахе? – смеется Алексей. — Конечно нет, в церковь иду».

А еще отмечает тенденцию – горожане все чаще начинают интересоваться корнями, спрашивают, как бы такую рубаху себе сшить. Но Алексей заказы не принимает, а вот проконсультировать готов каждого.

 

«Для меня это вещи, которые близки. Человек, когда одевает традиционную одежду, соединятся с предками, происходит связь с прошлым. Традиция жива, пока мы передаем из поколения в поколение, как песня – когда поется, она живет, и вещи должны жить, это очень важно», — считает новозыбковский собиратель.

 

 

Алексей мечтает, чтобы каждый горожанин также мог прикоснуться к прошлому. Однако в нынешних экономических реалиях планы по созданию некого музейного пространства выглядят не реальными. Идеи собирателя традиций до сих пор не нашли поддержки у местной власти. Алексей Белас обращался в мэрию с просьбой о выделении помещения для культурного центра, где можно было бы проводить выставки, семинары, мастер-классы, но получил отказ. Решение власти объяснили отсутствием свободных помещений нежилого фонда.

 

За все время Алексей провел в Новозыбкове лишь одну выставку — в 2013 году в выставочном зале музея. С тех пор новозыбковцы, желающие увидеть уникальные находки этнографа, могут отправиться на семинар, например, в Москву, или другие города, где Алексей Белас представляет свои коллекции. На родине он пока не находит поддержки.

 

 

«При желании здесь можно создать Мекку фольклористов, уникальный кластер, — считает Алексей. — Пример – музей в белорусском городе Ветка, где смогли развить систему, проводят экспедиции и на традициях развивают туризм. Через всю Брянскую область, желающие прикоснуться к истории, едут в Ветку, хотя аналогичные вещи есть и у нас».

Фото: Алексей Белас

Оставить комментарий

Лента новостей

Новозыбков прощается с погибшим в СВО Денисом Вдовиным

Контрактник из Новозыбкова погиб в зоне СВО

В Новозыбкове стабилизировалась заболеваемость ОРВИ и гриппом, но есть тяжелые случаи

Семь украинских дронов сбиты над Брянской областью

График работы в Брянской области передвижных медицинских комплексов с 15 по 21 декабря

Брянской торговле готовят новый сюрприз: автоштрафы 

Конверт с деньгами стал желанным подарком на Новый год у жителей Брянской области

Три украинских дрона сбиты над Брянской областью

В Новозыбкове в ювелирном магазине повредили дверь

Жители Брянской области под руководством незнакомцев «инвестировали» накопления

Утверждены тарифы на 2026 год на проведение техосмотра в Брянской области

Закупленные для Брянской области генераторы начнут передавать на коммунальные предприятия  

Почти миллион обращений поступило на прямую линию

Ещё пять украинских дронов сбиты над Брянской областью

Десятки украинских дронов сбиты над Брянской областью

17 украинских дронов сбиты над Брянской областью

В Новозыбкове намечены работы по электросетям. Возможны отключения электричества

Украинскими дронами атаковано село в Брянской области, убит мужчина

Значительную сумму сэкономили в Брянской области по программе улучшения транспортной доступности на селе

Шесть муниципалитетов Брянской области вошли в программу переселения из аварийного жилья

12 украинских дронов сбиты над Брянской областью

81-летняя женщина погибла при пожаре в Брянской области

Лунный пейзаж Новозыбкова