Творцы прекрасных душ трудятся в Новозыбковской детской художественной школе

Творцы прекрасных душ трудятся в Новозыбковской детской художественной школе

Новозыбковская детская художественная школа в этом году отметила юбилей — 40 лет с момента основания. Чем сегодня живет учебное учреждение, как удается раскрыть в детях талант и что значит — быть фантом своего дела — об этом рассказал директор ДХШ Андрей Таловерко.

– Андрей Александрович, в этом году детская художественная школа отмечает 40-летие. Насколько сегодня востребовано художественное образование у новозыбковских детей?

– Наша художественная школа является одной из ведущих школ Брянской области по количеству  учеников и по материальной базе. В прошлом году у нас занималось 370 детей от семи до пятнадцати лет, 101 ребенок дошкольного возраста по программе дополнительных образовательных услуг «Веселая палитра». Судя по тому, что количество детей растет, мы востребованы. Надо отдать должное родителям, которые стараются заниматься своими детьми, развивать их.

– Отличаются ли дети, которые приходили в школу 10-15 лет назад от нынешних?

– Да отличаются. Меняется технология, меняется среда. Нынешние дети – более свободные, каждый со своим характером, не закомплексованные, очень информационно развиты, благодаря  развитию сети Интернет. Но один недостаток, который отличает их от детей прошлых лет- они мало читают, мало вербально общаются. А для художника любого возраста очень важно эмоциональное общение, обмен мнениями. Этого, к сожалению, не хватает. У нас было много даже таких анекдотичных историй. Например, когда делали композицию на тему сказки Пушкина, преподаватель задал вопрос: «Дети, а вы знаете, кто такой Лель?» Один ребенок поднял руку, сказал: «Это – брат Кати Лель».

– Какими нынешние дети приходят в художественную школу? Каким они видят, рисуют этот мир? В процессе обучения  меняется ли их мировоззрение?

– К сожалению, очень много штампов у детей, которые связаны, повторюсь, с влиянием технологий и телевидения. Но все-таки у нас обучение немножко консервативное. Дети изучают предметы, которые всегда изучали дети и десять, и пятнадцать и тридцать лет назад: рисунок, композиция, живопись, прикладная композиция, история искусств. Естественно, мы стараемся свои планы строить так, чтобы развитие шло и на познание мира. Потихонечку эти дети отходят от штампов, даже не замечая этого. Появляется как бы внутреннее «я». Занятие искусством развивает ребенка, его индивидуальность. Осознание себя как художника расцветает, ребенок старается продемонстрировать дома, как он растет. Они себя ведут очень корректно, образованно.

– Какие новшества появились в художественной школе в последние годы?

– Самая необходимая потребность была в компьютерных технологиях. Это довольно дорогое удовольствие. Мы немножко наперед смотрели. В 2005 году при поддержке общественной организации «Радимичи – детям Чернобыля» наша школа участвовала в грантовом конкурсе, который проводил швейцарский офис по сотрудничеству с Белоруссией. Мы получили компьютеры для создания компьютерного клуба. Это было пять компьютеров и принтер. С этого начался старт нашего компьютерного класса. Постепенно мы расширяли эту площадку, чтобы создать хороший полноценный компьютерный класс, потому что сейчас вся технология, которая связана с изобразительным искусством, если брать вот, например, рынок труда, связана с IT-технологиями. Любая профессия художника, будь то реклама, будь-то промыслы, какой-то костюм, интерьер, телевидение – все связано с этой технологией. Поэтому, естественно нужно было создавать базу, платформу для того, чтобы детей обучать. Мы, наконец ее создали. Сейчас у нас 16 компьютеров. У нас есть предмет «компьютерная графика», дети с удовольствием занимаются. Конечно, мы ставим целью своей не просто компьютерная графика ради занятия, а с целью такой, чтобы ребенок имел представление и знал азы векторной графики. Это одно из направлений.

Второе направление, которое уже работает в течение десяти лет — работа с глухонемыми и слабослышащими детьми. Стараемся заниматься с ними не просто времяпровождением, а профессионально, как с остальными детьми. И результат таков, что у нас есть ученики глухонемые, которые получили профессию дизайнера-художника, работают. У нас есть ученик, один из первых, который закончил нашу школу, потом получил профессию художника, сейчас работает у нас преподавателем. Я не думаю, что вы найдете школу в Брянской области, да и не только, в которой есть классы глухонемых детей, в которых преподает глухонемой преподаватель.

Третье направление, важное для нас – это народные художественные промыслы. Мы стараемся многогранно подходить к этому направлению. Одно из направлений, в котором мы удачно проявили себя – это создание, реконструкция народных костюмов Новозыбковского района. И не просто реконструкция.

– Какой преподавательский состав школы? Меняется ли он со временем?

– У нас 15 преподавателей. Половина из них – это выпускники нашей школы. Это продолжатели тех традиций, которые впитали в себя тот дух школы, и продолжают эти традиции. Они очень интересные, по-своему каждый старается себя проявить в различных направлениях. Одна из учениц нашей школы, Целобанова Елена Владимировна, сейчас завуч ДХШ. Она активно участвует в выставках в России и за рубежом. Другая ученица, Виктория Ковалева, с отличием закончила Московское училище прикладного искусства, она – профессиональный ткач, получила диплом на всероссийской выставке дизайна и прикладного искусства «Исток».

Мы, конечно, ставку делаем на своих выпускников.

– Судьбу выпускников отслеживаете?

– Если говорить о наших выпускниках, мы очень хорошо представлены в социальной сети. Мы, конечно, общаемся, очень много. И есть у нас ученики, которые успешны в бизнесе. Есть ученики, которые, выбрав другую профессию, все равно связаны с искусством. У нас Лена есть, которая живет в Штатах, у нее специальность – программист. Она себя прекрасно позиционирует, создает презентации своих творческих работ.

Нужно помогать детям в выборе профессии и не смотреть на экономическую составляющую. Потому что это не секрет, что преподаватель получает не Бог какие в общем-то деньги, поэтому у нас работают все за идею. И не только у нас в школе, в дополнительном образовании работают за идею. Самохвалова Светлана Геннадиевна, наша выпускница — сейчас преподаватель Брянского художественного колледжа, куратор нашей школы. У нас очень много выпускников, которые поддерживают нас. На бывший выпускник Анатолий Якин — был известным художником в Москве. Он написал портрет известного актера Юрия Соломина в роли Федора Иоановича, написал много портретов известных политиков и музыкантов. Но трагически оборвалась его жизнь, он погиб…

– Андрей Александрович, по вашему мнению, что главное в процессе обучения в художественной школе?

– Все идет от преподавателя, художника. В первую очередь, он должен быть личностью. Должен сам много работать, писать, рисовать, лепить, создавать. Потому что дети, когда приходят, они приходят к преподавателю. Естественно от впечатления, общения, работы и занятий с художниками-преподавателями и складывается впечатление о профессии.

У нас, в отличие от школы общеобразовательной, как в театре. Зрители голосуют ногами. Если ребенку не интересно – он уходит. У нас преподаватели близко принимают к сердцу все удачи-неудачи детей.

Самое важное – быть вместе с детьми, и учится вместе с ними. Мы им говорим, что мы такие же художники, как и вы, только старше и у нас больше опыта. Поэтому вместе с вами будем создавать шедевры искусства. Задача преподавателя – чтобы загорелся в душе ребенка творческий огонек, чтобы его поддерживать, чтобы он рос, совершенствовался и увлеченно развивался.

-Каких успехов добиваются учащиеся школы в конкурсах?

– Мы участвуем во всевозможных областных, российских, международных конкурсах. Мы детей настраиваем, что нужно участвовать в конкурсах, что нужно стараться, что нужно познавать натуру, учиться грамотно делать свое ремесло.

Если брать статистику, за девять учебных месяцев мы участвуем в двух десятках конкурсов. Ну и, конечно, проводим свои, к примеру  международный конкурс «Я рисую свой мир и даю его вам».

– Каким образом художественная школа помогает в благоустройстве города?

– Администрация города к нам часто обращается, мы не отказываем, стараемся по возможности, проявляем инициативу. Не секрет, что нам не всегда нравится тот кич, который есть в городе Новозыбкове. Мы против того, чтобы дети росли среди мусора, среди пластика, среди шин… Смотрите, какие у нас площадки в детских садах. Я был в Белоруссии на пленэре и видел детские сады. Там совершенно все по-другому. Там на площадках присутствует только дерево. Хорошие, прекрасные площадки для отдыха детей. Там нет ни одной бутылки пластиковой.

Это тоже, наверно, элемент образования, творчества?

 – Я не соглашусь, и в этом категоричен. Мы, естественно, не просто говорим, критикуем, мы сами стараемся альтернативно делать. В 2012 году мы сделали площадку деревянных скульптур возле школы, там кот был, и грибы, и медведь. К сожалению, реакция была разной. Была реакция положительная, когда детвора, как муравьи, возле этих площадок.  Была реакция и другая, когда вандалы вечером сбросили медведя, мы вынуждены были занести его в помещение. Выкопали кота, качели разломали… Поэтому мы стараемся немножко менять форму. В прошлом году на улице Вокзальной мы с детьми расписали площадку. Уличный арт-квартал города Новозыбкова мы его назвали. Надо развивать это.

– Андрей Александрович, бывает, что у человека в зрелом возрасте просыпается художественный талант. Есть ли возможность обучения в художественной школе именно для таких людей, может быть, были такие случаи?

– Да, у нас были единичные случаи, когда приходили и пожилого возраста люди, рисующие, и занимающиеся прикладным искусством. Но дело в том, что обучение на художника требует определенных усилий. Учеба строится на ремесле. Нужно учиться рисовать с натуры. Это довольно длительный процесс и очень трудный, поэтому когда приходили к нам и пожилые, в том числе люди, их хватало, на месяц-два. Сейчас картина немножко поменялась. У нас есть несколько человек, они в том году занимались со старшеклассниками. Причем, никак не комплексуя ни те, ни другие. Тем более, согласно закону «Об образовании», мы имеем право заниматься со взрослыми людьми. Поэтому мы готовы рассмотреть любые заявки.

Искусство объединяет и очень хорошо влияет на человека. Рисуя, ребенок или взрослый отвлекается от проблем, снимает стресс. Это арт-терапия.

-Спасибо за интервью.

Фото и видео: ИА «Брянск новости».

Беседовала Светлана Бухарова

 

 

Оставить комментарий

Лента новостей

В Новозыбкове с ОРВИ госпитализированы два ребенка

В приграничных районах Брянской области отменят ЕГЭ

Житель Новозыбкова за покушение на сбыт наркотиков загремел в колонию на 11 лет

Взятки за поставки лекарств текли миллионами сотрудникам учреждений здравоохранения Брянской области

Мировые методы лечения освоены хирургами Брянска

Шесть домов в Суземке получили повреждения при обстреле

Дожди уходят, повышается уровень пожарной опасности в Брянской области

В Новозыбковской ЦРБ уточнили даты “доездов” передвижных ФАПов в села

Хулиган разбил банкомат в Новозыбкове

Николай Лучкин уволен с поста заместителя губернатора Брянской области

В Брянске призвали управляющие компании работать

В Злынковском районе остановили пьяного водителя мопеда

Все налоговые преступления раскрыты в Брянской области

Жители многоэтажек на Вокзальной в Новозыбкове снова в “коммунальном аду”

На фото – каретный фонарь конца XIX века из фондов Клинцовского краеведческого музея

МВД России прокомментировало апрельские нововведения о сдаче автоэкзаменов

Губернатор оценил действия управленцев Новозыбкова: «Никогда денег не будет, всегда будете бедные и нищие»

В Новозыбкове ветром сорвало уличный транспарант

Пронзительное граффити встречи солдата и матери появилось в Новозыбкове

Замгубернатора Брянской области Николай Лучкин пожелал всем быть счастливыми

В Брянской области завтра сильный ветер и дождь

В Новозыбкове намечены работы по электросетям. Возможны отключения электричества

Из горящего студенческого общежития в Брянске спасли человека